Ненужные суда

Ставки на контейнеровозы и сухогрузы в III квартале снизились на 13–16%, а стоимость танкеров достигла дна, предупреждают пароходства

Фрахт контейнеровозов дедвейтом 725 TEU в III квартале подешевел по сравнению со вторым в среднем на 13,3% до $5283 за сутки, указало в отчете по РСБУ Дальневосточное морское пароходство (ДВМП, входит в группу Fesco). Ставка на контейнеровоз вместимостью 1000 TEU упала на 16,7% до $7467 в день, 1700 TEU – на 16,2% до $10 083. Аренда сухогрузов тоже подешевела: на суда класса Panamax ставки снизились на 16% до $12 972 за сутки, Handysize – на 22,2% до $11 292 за сутки, пишет ДВМП.

Дешевел и фрахт танкеров. Сезонное падение ставок совпало с падением фрахтового рынка в целом, в итоге танкеры для перевозки нефти стали убыточными, говорится в отчете «Новошипа» (входит в «Совкомфлот») за III квартал. Спрос на нефть начал снижаться на фоне роста тоннажа мирового флота (пароходства получают суда, заказанные еще на пике спроса на нефть), указывает пароходство. В III квартале ставки на нефтяные танкеры были на минимуме последних лет, констатирует руководитель управления эксплуатации флота «Совкомфлота» Андрей Бабаханов: с начала года они упали на 30–65%. Сейчас средние ставки фрахта на VLCC составляют $7500 за сутки, Suezmax – $27 100, Aframax – $13 800 (данные Platou).

Правда, падение ставок пока не привело к снижению выручки пароходств. У «Новошипа» в III квартале по сравнению со вторым она выросла на 25,6% до 535 млн руб. (к III кварталу 2010 г. сократилась на 12,4%). Выросла оборачиваемость судов, объясняет представитель компании. «Совкомфлот» данные еще не раскрыл, но его представитель говорит, что компания вряд ли сильно пострадает от конъюнктуры, так как 55% ее контрактов – долгосрочные с фиксированными ставками. Выручка ДВМП выросла ко II кварталу почти вдвое до 900 млн руб. (к 2010 г. снизилась на 8,7%). Помогли операции с ледокольным флотом и судами ледового класса – в этом сегменте падение ставок фрахта не было, объясняет вице-президент Fesco Станислав Вартанян.

Ставки фрахта отражают ситуацию в экономике – контейнерные перевозки чувствительны к сокращению спроса на потребительские товары, а перевозки танкерами – к спросу на нефть, говорит аналитик Raffaisenbank Константин Юминов. По его прогнозам, падение ставок на нефтяные танкеры достигло дна. А вот цену фрахта контейнеровозов и сухогрузов эксперт прогнозировать не берется: не ясно, сможет ли Азия компенсировать падение спроса в Европе и США.

В IV квартале ставки на сухогрузы растут, следует из данных Platou: Panamax к началу ноября в среднем подорожал на 22,4% до $16 700 за сутки, Handysize – на 2,7% до $11 600. А вот контейнеровозы до 1700 TEU подешевели еще на 12,8% до $8800 за сутки. Представитель Fesco считает, что ставки на контейнеры снизятся, но незначительно. По прогнозам агентства Evercore Group, в 2012 г. ставки фрахта по всем типам судов вырастут в среднем на 18–36%, Morgan Stanley прогнозирует рост на 7–19%.