Обмен долями

Правительство приступило к перераспределению финансов между регионами и муниципалитетами. Чиновники называют это децентрализацией в действии

Вчера Госдума одобрила во втором чтении изменения в ряд законов, перераспределяющие финансы и полномочия между центром, регионами и муниципалитетами. Поправки были подготовлены очень быстро, рассказывает чиновник аппарата правительства, ведь поручение дал премьер. 15 ноября в Белгородской области на встрече с сельской интеллигенцией Владимир Путин торопил депутатов с принятием поправок.

С 2012 г. муниципалитеты смогут забирать не менее 10% средств, поступающих в региональные дорожные фонды. Эти деньги местные власти будут тратить на ремонт дорог местного значения и дворов. Расширятся и источники наполнения дорожных фондов: в них будут поступать неустойка, взысканная с подрядчика из-за нарушений условий госконтракта; обеспечение, которое вносит подрядчик; плата за землю в границах полос отвода дорог. Раньше деньги растворялись в бюджете, а теперь пойдут на дорожное хозяйство, объясняет сотрудник Росавтодора: чиновники, отвечающие за дороги, будут заинтересованы в увеличении поступлений, станут активнее накладывать штрафы, взыскивать неустойку, собирать плату за землю. Сколько денег может дополнительно поступить в дорожные фонды, он оценить не берется. Комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления не оценивал дополнительные доходы местных властей, говорит его председатель Вячеслав Тимченко, по некоторым экспертным расчетам – до 100 млрд руб.

Зато правительство лишает муниципалитеты части поступлений от подоходного налога: их доля сократится с 30 до 20%, доля регионов увеличится до 80%. За январь – сентябрь было собрано 1,4 трлн руб. подоходного налога, на 11% больше, чем год назад. Минфин поддержал законопроект, говорит его сотрудник.

Вместе в деньгами перераспределяются и полномочия. Например, региональные власти, а не федеральные будут отвечать за социальные выплаты безработным. Бюджеты регионов центр поддержит субвенциями. Методику их расчета определит правительство, исходя из численности безработных.

Эти нововведения – стимул для строительства дорог более высокого качества, радуется глава сельского поселения Горетовское Московской области Алексей Кузьмин. 10% от дорожных фондов – лучше, чем ноль, раньше муниципалитеты вообще ничего не получали, говорит руководитель экспертной группы по корректировке стратегии-2020 Вячеслав Глазычев. Но система не меняется принципиально, считает он, муниципалитеты будут не сами принимать решения по дорогам, «а ходить за решением в область».