Проехать между кризисами

В 2011 г. крупные автодилеры юга реализовали большую часть докризисных и посткризисных программ развития, в Ростове даже началось создание с нуля новой автомобильной деревни. Активные стройки, рассчитывают они, позволят в 2012 г. расти быстрее рынка

За десять месяцев 2011 г. в Краснодарском крае зарегистрировано 77 223 новых легковых автомобиля (+65,5%) к аналогичному периоду прошлого года, в Ростовской области – 53 819 (57,13%), по данным «Автостата». «Количество зарегистрированных авто не совсем совпадает с объемом регионального рынка, ведь машину могут, например, купить в соседнем регионе или, купив в конце года, зарегистрировать уже в следующем, – уточняет начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. – Но в целом эти данные точно отражают предпочтения и колебания спроса в регионах». Южный рынок растет быстрее российского, объем которого, по прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, достигнет в этом году 2,6 млн авто (+36% к 2010 г.).

В следующем году рынок вырастет максимум на 10%, а вполне возможно, уйдет вниз.

Новые бренды

Дилеры стали решительнее в принятии и реализации инвестиционных программ. «ААА моторс» объявила, что построит к 2015 г. семь новых автоцентров. «В рамках принятой в этом году стратегии развития открыт салон Renault в Ростове (4200 кв. м) стоимостью около $10 млн, строится еще три салона, под четвертый, в Воронеже, покупается земля (см. таблицу) – их планируем сдать в 2012 г., воронежский, возможно, в начале 2013 г.», – рассказал гендиректор «ААА моторс» Олег Ландин. По его словам, самый крупный проект – краснодарский Audi, он включает в себя и салон для продажи подержанных автомобилей Audi+, инвестиции составят около 500 млн руб.

Из работающих на юге дилеров больше всего салонов открыла ГК «Модус» – 12, рассказал коммерческий директор «Модуса» Николай Зайцев. Пять из них пришлось на Ставропольский край, четыре – на Краснодарский: сочинские Nissan и Land Rover открыты во временных решениях, постоянные появятся к Олимпиаде-2014, а новороссийские Ford и Hyundai, наоборот, перебрались из временных решений, размеры салонов «Модуса» – примерно по 1500–2000 кв. м, продолжает он. Инвестиции не раскрываются.

«Модус» был активен и в 2010 г., открыв восемь салонов. «Кризис, с другой стороны, это время новых возможностей, только нужен взвешенный подход: строить в тех городах, где понятны сроки окупаемости (5–7 лет), не начинать рисковых проектов», – объясняет Зайцев.

Компания «Юг-авто» открыла пятый и шестой салоны (Hyundai и Volkswagen) в своей автомобильной деревне в поселке Яблоновском Адыгеи на трассе Краснодар – Новороссийск, в Новороссийске открыт центр Volkswagen, – рассказал руководитель департамента маркетинга «Юг-авто холдинга» Артем Погорелюк. – Начато строительство еще трех (см. таблицу) – они откроются в 2012 г.». Президент «Юг-авто» Аскер Пченушай рассказывал ранее, что автодеревне в Тахтамукайском районе как раз не хватает премиального бренда, чтобы стать полноценной. «Юг-авто» будет вторым дилером Land Rover в Краснодарском крае. Менеджер по дилерскому маркетингу Jaguar Land Rover в России Наталья Трынко это подтверждает. Центр Land Rover Jaguar под Краснодаром откроется в I квартале 2012 г. – сначала во временном решении, затем, в этом же году, в постоянном, уточняет она.

ГК «Ключавто» ограничилась в этом году одним открытием – салона Citroen в Минводах, рассказала пресс-секретарь ООО «СБСВ» (управляющая компания дилера) Ольга Кривонос. Зато в следующем году сразу четыре открытия (см. таблицу), в том числе в I квартале долгожданных салонов Volkswagen и Skoda в Краснодаре (инвестиции соответственно 203 млн и 117 млн руб., площадь – 4100 и 2500 кв. м, площадь шоурумов – 1080 и 420 кв. м).

Дилерство этих марок «Ключавто» получила в разгар падения авторынка – в ноябре 2009 г., с тех пор Skoda работала во временном решении.

ГК «Гедон» в этом году тоже открыла один центр – Volkswagen в Таганроге, но начала важный для себя проект – строительство салона Infiniti в Краснодаре, где компания, как и в Ростове, станет единственным дилером бренда, инвестиции составят около 200 млн руб., рассказал управляющий директор «Гедона» Александр Кониченко. Infiniti на выезде из Ростова «Гедон» открыл в декабре 2010 г. – это вторая для компании премиальная марка после Porsche. «Если наш медиум-сегмент вырос в этом году на 70%, то премиальный – на 83%: во многом благодаря Infiniti – это молодой и динамичный бренд», – говорит Кониченко.

«Infiniti подписал с дилером в Краснодаре протокол о намерениях, – говорит PR-менеджер «Ниссан мотор рус» Татьяна Натарова. – Это достаточно молодой бренд (в России – с 2006 г.), поэтому дилерские центры марки развивались исключительно в столичных регионах (Москва и Санкт-Петербург), теперь компания активно идет в регионы».

Деревня и москвичи

В Ростовской области «Гедон» в этом году параллельно с другими дилерами начал строить новую автодеревню. «В Аксайском районе на трассе М4 «Дон» по пути в ТРК «Мега» в 2012 г. мы запустим салон Volkswagen общей площадью 3000–3500 кв. м, с шоурумом не менее 1000 кв. м, инвестиции составят 180–200 млн руб.», – рассказывает Кониченко. Рядом, по его словам, московский дилер «Ника моторс холдинг» (НМХ) построит салоны Lexus и Toyota, а ростовские «Юна» и «Юнион» – Honda и Ford.

«Это будет автомобильная деревня в классическом виде – все салоны на одной линии, развивается несколькими дилерами», – говорит Кониченко.

Владелец «Юны» и «Юниона» Владимир Саврасов уточнил, что Honda уже строится и будет открыта в конце 2012 – начале 2013 г., по Ford готовится рабочая документация – площадь обоих центров будет примерно по 5500 кв. м. «Honda построим в любом случае, Ford – в зависимости от ситуации на рынке», – говорит он.

Менеджер «Ника моторс юг» («дочка» НМХ) говорит, что центры Lexus и Toyota будут построены в 2012 г., с лета компания продает Lexus во временном решении в Ростове. НМХ, согласно информации на ее сайте, имеет в Москве два салона Toyota и один Lexus, в регионах ранее представлена не была. Она станет вторым дилером Toyota в Ростове (вне конкуренции пока работает местная «Трейд моторс» с одним салоном) и единственным – Lexus (в этом году дилерство марки утратила «ААА моторс»). «Дилерские контракты с «Ника моторс юг» подписаны», – подтвердила специалист по корпоративным коммуникациям «Тойота мотор» Евгения Тетерина.

«Ключавто» недавно получила конкурента в Краснодарском крае по этой марке – в сентябре московская СП «Бизнес кар» («дочка» Toyota Tsusho Corp.) открыла в Краснодаре свой салон.

Кониченко рассказывает, что «Гедон» также построит в новой деревне центр Porsche: «Мы пока не согласовали с представительством сроки, скорее всего, это будет 2013 г. Но у нас нет никаких сомнений в оправданности этих инвестиций, намерения Porsche относительно России тоже серьезны, особенно в связи с планируемым в 2013–2014 гг. выходом на рынок компактного внедорожника Cajune».

«Пока информации об открытии нового дилерского центра в Ростове нет, – говорит пиар-менеджер Porsche Russland Оксана Хартонюк. – Porsche Russland полностью удовлетворен сотрудничеством с действующим дилером в Ростове».

Все дилеры будут строить в автодеревне на собственных участках, продолжает управляющий директор «Гедона», для дальнейшего развития возможно приобрести соседние участки.

Дыхание кризиса

Представитель «Ключавто» говорит, что кризис 2008 г. не повлиял на планы развития компании – она выполнила перед партнерами взятые на себя обязательства. В долгосрочных планах «Ключавто» построить новую автомобильную деревню в Сочи из шести салонов, но детали пока не раскрываются.

Погорелюк из «Юг-авто» также говорит, что компания, несмотря на кризис, реализовывала все намеченные проекты. Пченушай рассказывал ранее, что автодеревню в Адыгее начали строить незадолго до кризиса, были взяты обязательства в том числе перед властями республики, поэтому сворачивать проект не стали, хотя кризис замедлил открытие некоторых салонов на год. В 2012 г. рынок Краснодарского края вырастет на 12–15%, но «Юг-авто» намерена увеличить продажи автомобилей на 30% за счет открытия новых центров. О планах после 2012 г. он предпочитает не рассказывать.

«Планы по всем семи центрам будут реализованы, если рынок продолжит развиваться и до нас не докатится из Евросоюза кризис, – говорит Ландин из «ААА моторс». – Мы надеемся на лучшее – это был бы рост рынка на 10–12%». Ландин рассчитывает, что весной следующего года ситуация прояснится. «ААА моторс» планирует увеличить объем продаж в 2012 г. за счет открытия новых центров примерно на 40%.

«Модус» основные задачи по развитию завершил, говорит Зайцев. В 2012 г. предстоит открыть пять салонов (марку и город двух из них он не называет). Зайцев считает, что начинать новые проекты в 2012 г. надо осторожно, так как налицо отток капитала, обостряется ситуация с ликвидностью банков. «Модус» в следующем году планирует увеличить продажи на 15%.

О планах дальше открытий 2012 г. Кониченко говорит только, что «Гедон» будет развивать существующие площадки и следить за брендами, ведь компания еще не завершила формирование своего портфеля брендов.

«Есть три варианта прогноза динамики российского рынка в 2012 г.: не изменится, снизится до 2,4 млн авто, вырастет до 2,9 млн. «Гедон» с учетом новых центров и потенциала брендов в любом случае вырастет на 20–30%», – говорит он.