Вектор


С 25 марта «Владивосток авиа» (передана «Аэрофлоту» от «Ростехнологий») фактически станет филиалом «Аэрофлота», следует из телеграммы Транспортной клиринговой палаты от 24 января к аккредитованным билетным агентствам. В ней говорится, что «с 25 марта все рейсы «Владавиа» находятся под полным коммерческим управлением» «Аэрофлота», включая ценообразование, перевозки групп, агентскую комиссию, заключение договоров, программу «Аэрофлот-бонус» и даже перевозку грузов. Тогда же из системы продаж агентств и аэропортов исчезнут коды «Владивосток авиа» – их заменят на аэрофлотовские SU. Логичный финал. Компания обременена долгами. 80% парка у нее грозят отобрать лизингодатели. Имеются долги и перед поставщиками топлива. «Аэрофлот» успокаивает, что готов перевозить пассажиров «Владавиа» своими силами. В этом-то и заключается суть маневра – забрать бизнес, но не долги. Вопрос только в том, как к такому шагу отнесутся кредиторы «Владавиа»?

Соревнование компьютера с планшетом

Рано или поздно планшетов станет продаваться больше, чем компьютеров, заявил вчера преемник Стива Джобса на посту гендиректора Apple Тим Кук. В октябре – декабре 2011 г. Apple продала планшетов iPad больше, чем HP – персональных компьютеров (15,43 млн и 14,7 млн соответственно). Обе компании – крупнейшие мировые производители в своих сегментах. Другое дело, что персональные компьютеры пока выпускаются более широким кругом компаний, чем планшеты, а те, кто выпускает и то и другое, пока отдают предпочтение ПК (Apple – едва ли не единственное исключение). Но точно судить о соотношении этих двух рынков сложно, пока продажи планшетов не начали считать авторитетные аналитические компании вроде Gartner и IDC. Видимо, скоро начнут, раз этот рынок так стремительно растет (квартальные продажи iPad за год удвоились, даже несмотря на скорый выход новой, третьей модели). И все-таки в грядущую победу планшета над ПК пока верится с трудом: все-таки первый в силу самого своего форм-фактора менее функционален, чем второй. Скорее планшет способен стать альтернативой ПК в тех ситуациях, когда компьютер использовать неудобно (в транспорте и т. п.). И тогда рынок планшетов вполне может сравняться по масштабу с рынком компьютерным.

Значимый протест

Аналитики «Тройки диалог» подготовили инвестиционную стратегию на рынке облигаций на 2012 г. К ней прилагается календарь ключевых событий этого года. В нем наравне с президентскими выборами указан и ожидающийся 4 февраля митинг несогласных со злоупотреблениями и фальсификациями в ходе выборов в Госдуму в декабре 2011 г. За протестами в России внимательно следят не только политологи, но и экономисты, инвесторы, спекулянты как внутри страны, так и за рубежом. Однако до сих пор инвестбанки не включали массовые акции в список наиболее значимых мероприятий, ограничиваясь комментариями в новостных обзорах постфактум. И дело вовсе не в возросших политических рисках. Скорее речь идет о риске усиления политической конкуренции. Которая так или иначе сподвигнет государственные институты на преобразования, результатом которых станет повышение их эффективности. А как следствие – и инвестиционной привлекательности российского рынка, в чем инвестбанкиры заинтересованы не меньше других.

«Владавиа» сливается

Ручное управление в действии

Первый вице-премьер Виктор Зубков умеет управлять зерновым рынком одним своим словом. В октябре после совещания о регулировании рынка он заявил, что реальные объемы экспортных поставок российского зерна в этом сельхозгоду (заканчивается 30 июня) не должны превысить 25 млн т – больший экспорт при прошлогоднем урожае и переходящих остатках поставил бы под удар внутренний рынок. Когда объем экспорта будет подходить к озвученной цифре, правительство может ввести ограничения на экспорт, предупредил Зубков, не называя никакой конкретики. «Мы ожидаем, что пошлина скорее всего будет запретительной», – признались тогда же, в октябре, экспортеры. Зубков в октябрьских расчетах исходил из прогнозного урожая в 90–92 млн т, реально зерна было собрано, если верить Минсельхозу, 93,9 млн т – т. е. почти на 2 млн т больше. Но зерновые экспортеры – люди то ли послушные, то ли наученные давним опытом бизнеса в России. Экспорт, по данным Зубкова, к вчерашнему дню составил 19,5 млн т, а поставщики уже выстроились в очередь и расхватывают вагоны для перевозки зерна в сторону экспортных портов. И в неофициальных разговорах признаются: на апрель (к тому времени экспорт как раз может достигнуть «потолка Зубкова») на всякий случай поставки не планируют. Слово первого вице-премьера.