Успеть до выборов

Владельцы «Домодедово» решили дать возможность претендентам на аэропорт получше подготовиться к сделке. Как стало известно «Ведомостям», прием заявок перенесен с 7 февраля на 1 марта

Но аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго считает, что $3 млрд за «Домодедово» даже в нынешних условиях «недорого». Учитывать политические и временные риски было бы оправданно, если бы продавались акции, а не весь бизнес. «Домодедово» – перспективный актив. Поэтому необходима и соответствующая премия за рост. По его словам, справедливая цена за «Домодедово» при нынешней конъюнктуре – $4–5 млрд. «Что касается предположения о необходимости поторопиться с продажей аэропорта, дабы успеть до выборов, то с этим тоже можно поспорить, – рассуждает эксперт. – Вряд ли нас ждет изменение политического строя, поэтому коммерческих оснований, чтобы торопиться со сделкой, нет». С другой стороны, все детали переговоров широкой публике неизвестны, оговаривается Шаго. Так что сделка может быть обусловлена не только «коммерческими причинами», резюмирует он.

После сделки

Властям выгодно, чтобы «Домодедово» досталось лояльным инвесторам – тогда после сделки его можно будет объединить с «Внуково» и «Шереметьево», говорят источники «Ведомостей» в двух компаниях, которые претендуют на актив. Сейчас Минтранс как раз пишет новую концепцию развития московского авиаузла. По предварительным подсчетам, пропускную способность московских аэропортов в случае грамотного управления можно увеличить в полтора раза – с 80 млн до 120 млн человек.

«Домодедово»

крупнейший российский аэропорт. Пассажиропоток – 25,6 млн человек (2011 г.). Владелец – DME Ltd. (100%). Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 29,6 млрд руб., чистая прибыль – 12,7 млрд руб.

Об этом сообщили «Ведомостям» два источника, близких к потенциальным участникам сделки. Причина в том, что продавцы и потенциальные покупатели пока слишком расходятся в оценке актива, говорят они. Владельцы хотят за «Домодедово» более $5 млрд, претенденты пока готовы выложить около $3 млрд, уточняет один из независимых консультантов одной из сторон переговоров.

Сначала предполагалось завершить прием заявок 7 февраля. Но на переносе настояли А1 (инвестиционное подразделение «Альфа-групп») и «Ренова», знает один из собеседников «Ведомостей». Помимо них среди претендентов на аэропорт осталась группа «Сумма» и совладелец «Внуково» Виталий Ванцев с партнерами. Но последний предлагает слишком низкую цену, говорит консультант.

Сбербанк уже вызвался помочь потенциальным претендентам, рассказал источник в одном из них. На покупку «Домодедово» банк готов дать в кредит $2 млрд под залог акций.

Представители Сбербанка, группы «Сумма», А1, «Домодедово» и Goldman Sachs (консультирует владельцев аэропорта и организует сбор заявок) от комментариев отказались. Представитель «Реновы» и Ванцев лишь подтвердили заинтересованность в сделке и факт переговоров.

Переговоры буксуют отчасти из-за опосредованного вмешательства государства. Примерно половина стоимости аэропорта – около $1,5 млрд – приходится на топливозаправочный комплекс (ТЗК), оценивает источник в одной из компаний – претендентов на «Домодедово». Но в последнее время рентабельность ТЗК снизилась. А все потому, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ) 30 декабря установила новые тарифы для ТЗК «Домодедово фьюэл сервисиз», они были снижены на 40–50%, утверждает собеседник «Ведомостей». На сайте ведомства действительно есть сообщение от 30 декабря об установлении «предельных максимальных тарифов на услуги «обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом» и «хранение авиационного топлива» в аэропорту «Домодедово» (единственные составляющие выручки ТЗК). Это было сделано для «оптимизации расходов по регулируемым услугам, а также в целях необходимости сдерживания роста расходов авиаперевозчиков», сообщила ФСТ.

Но в релизе службы говорится, что инициатором введения максимальных тарифов стала сама «Домодедово фьюэл сервисиз». Представитель аэропорта прокомментировать вчера это не смог.

Стоимость оставшихся материальных активов – пассажирского и грузовых терминалов, гостиницы и кухни бортпитания – источник в одной из компаний – претендентов на «Домодедово» оценивает еще в $1,5–2 млрд. Остальное владельцы хотят получить за нематериальные активы – раскрученность бренда и налаженный бизнес. Но все они в свете политических рисков аэропорта (к топ-менеджменту «Домодедово» у властей были претензии) нивелируются, уверен собеседник «Ведомостей». «Актив интересный, но переговоры по нему ведутся не в лучших рыночных условиях – не исключена вторая волна кризиса», – резюмирует он. Он также не исключает, что сама сделка будет заключаться уже после выборов президента. Тогда ситуация может резко поменяться, опасается он.