Села батарейка

Производитель батарей Ener1, в которого бизнесмен Борис Зингаревич вложил сотни миллионов долларов, подал заявление о защите от кредиторов

Заявление о защите от кредиторов Ener1 подала в суд по банкротствам Южного округа Нью-Йорка 26 января. Одновременно компания сообщила, что договорилась с основными инвесторами о плане реструктуризации. Согласно тексту поданного в суд заявления, все кредиторы и инвесторы Ener1 должны одобрить план до 9 февраля, а сама реструктуризация займет 45 дней.

В ходе реструктуризации часть долга (на 31 декабря 2011 г. он составлял $90,5 млн, а активы – $73,9 млн) будет выплачена деньгами, часть – заменена новым долгом, а часть – конвертирована в акции, следует из документа. На эти цели инвесторы, включая швейцарскую Bzifin совладельца группы «Илим» Зингаревича, японскую Itochu Group, фонды Goldman Sachs, выделят компании до $81 млн, причем большую часть суммы предоставит Зингаревич. Российский бизнесмен, структурам которого принадлежит 55,8% Ener1, останется контролирующим акционером компании, ее совладельцами также станут Goldman Sachs и Itochu, сказал представитель Зингаревича.

Ener1 была создана в 2001 г., а в 2002 г. Зингаревич стал ее совладельцем и с тех пор, как он сам рассказывал «Ведомостям», инвестировал в компанию сотни миллионов долларов. Ener1 занимается производством аккумуляторных батарей для электромобилей и промышленного применения. Ее основными клиентами являются Itochu, американская Portland General Electric и «дочка» ФСК – «Мобильные ГТЭС», а также Hyundai (использует батареи в электрических версиях автобусов) и Volvo (в электрокаре на основе спортивного купе C30), рассказал «Ведомостям» представитель Зингаревича.

Рынок литий-ионных батарей для электромобилей и промышленности, где работает Ener1, находится в ранней стадии развития, однако конкуренция на нем достаточно велика – в частности, со стороны таких компаний, как Toyota Motor, NEC, Johnson Controls, Hitachi и LG Chem. Кроме того, у китайских и южнокорейских компаний ниже производственные издержки, указала Ener1 в материалах, направленных в суд. Наконец, спрос на аккумуляторы растет медленно из-за того, что продажи электромобилей идут не так быстро, как ожидалось. В частности, в прошлом году обанкротился один из крупнейших клиентов Ener1 – норвежский производитель электромобилей Think Global, что привело к списаниям средств и увеличению убытка компании, говорится в документе. Ener1 планировала поставить Think аккумуляторов на $70 млн с 2007 по 2010 г., однако за это время продажи составили лишь $20 млн, сообщала The Wall Street Journal.

Предложенный Ener1 план предполагает, что с развитием рынка спрос на ее продукцию вырастет и в 2015 г. она заработает $4,7 млн прибыли. Однако из-за неблагоприятной ситуации на рынке может потребоваться дополнительное финансирование или даже ликвидация компании, предупреждает она инвесторов. Ener1 в 2011 г. начала сокращать издержки, а с увеличением продаж батарей она постепенно будет преобразована из исследовательской компании в индустриальную с использованием эффекта масштаба, надеется представитель Зингаревича.

Вряд ли спрос на электромобили в ближайшие годы вырастет, сомневается директор российского представительства JATO Dynamics Владимир Видулов: электромобили достаточно дороги и пока не слишком эффективны, кроме того, глобальные автоконцерны добились значительного повышения экономичности традиционных двигателей.