Ozon примеряет туфли

Крупный российский интернет-магазин Ozon.ru ведет переговоры о покупке конкурента – онлайн-проекта Sapato, торгующего обувью

Федеральная антимонопольная служба в среду одобрила ходатайство кипрской Ozon Holdings Limited, владеющей Ozon.ru, о покупке ООО «Запато.ру» – операционной компании интернет-магазина Sapato, продающего обувь и аксессуары. Ozon ведет переговоры о покупке Sapato, но окончательного решения о сделке еще не принято, сообщила представитель Ozon Мария Назамутдинова.

В прошлом году компания привлекла инвестиции на расширение ассортимента и приобретение других компаний, напомнила она. «Мы искали и продолжаем искать объекты для покупки», – добавила Назамутдинова. В сентябре прошлого года Ozon получил рекордные для отрасли инвестиции – $100 млн. Деньги вложили два фонда, уже инвестировавшие в Ozon.ru, – ru-Net и Index Ventures, а также два новых инвестора – фонд Alpha Associates и японский онлайн-ритейлер Rakuten.

Возможность продажи Sapato обсуждается, сказала представитель одного из совладельцев Sapato, инвесткомпании Fast Lane Ventures, Лада Щербакова. «Но пока мы ни о чем не договорились», – подчеркнула она.

В июне 2011 г. группа инвестфондов, включая Intel Capital, Direct Group (бывший акционер Ozon), eVenture Capital Partners и Kinnevik, вложила в Sapato $12 млн. С учетом этой сделки общий объем средств, вложенных в развитие Sapato, составил $20 млн инвестиций, говорила тогда гендиректор Fast Lane Ventures Марина Трещева.

Sapato, запущенный в июне 2010 г., – это российский аналог крупного американского интернет-магазина Zappos, созданного в 1999 г. (в 2009 г. Amazon приобрел Zappos за $1,2 млрд). По данным СПАРК, выручка «Запато.ру» за 2010 г. составила 24 млн руб., чистый убыток – 42,6 млн руб. Выручку за 2011 г. в компании не называют. Гендиректор интернет-магазина «Ютинет.ру» Михаил Уколов оценивает ее в $50–60 млн. С учетом того что узкоспециализированный Sapato пока убыточен, его стоимость может быть оценена с применением мультипликатора 0,5–0,6 к выручке, т. е. в $35–40 млн, рассуждает Уколов.

Сейчас основной ассортимент Ozon.ru составляют книги (37% выручки) и электроника (30%). Интернет-магазин также торгует товарами для детей, спорта, косметикой, музыкой, цифровым контентом, а с весны 2011 г. и обувью. Сейчас Ozon продает больше 2000 наименований обуви 80 брендов. «Очевидно, что перед Ozon сейчас стоит задача доминировать на российском рынке электронной коммерции, и покупка Sapato позволила бы ему быстро войти в новую товарную нишу, где сейчас он представлен слабо, и увеличить оборот. То есть для решения текущих задач это была бы неплохая сделк а. Но купить компанию не трудно, сложно интегрировать купленный актив так, чтобы повысить его стоимость», – говорит совладелец интернет-молла Wikimart.ru Камиль Курмакаев.