Чувствительный С-300

Иран дает понять, что готов активизировать закупку российских вооружений. В ближайшее время это невозможно, а в более отдаленной перспективе – бессмысленно, полагают эксперты

На встрече во вторник вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина и посла Ирана Махмуда Резы Саджади стороны заявили о согласии восстановить военно-техническое сотрудничество между Ираном и Россией по международным правилам и законам, сказал иранский посол вчера на пресс-конференции, посвященной 33-й годовщине исламской революции. Дмитрий Рогозин, находившийся вчера с рабочей поездкой в Новосибирске, в ответ на это сказал, что обсуждал вопросы военно-технического сотрудничества, но без принятия каких-либо решений, в частности, обсуждалась чувствительная ситуация с подачей Ираном иска в арбитраж Парижской торговой палаты в связи с отказом России исполнить контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ-2. Эта ситуация, по словам Рогозина, не должна сказаться на военно-техническом сотрудничестве с Ираном: большая часть номенклатуры российских поставок не подпадает под объявленные летом 2010 г. Совбезом ООН санкции.

Не подпадал под санкции и комплекс С-300, но он был специально включен президентом Дмитрием Медведевым в указ об исполнении санкций Совбеза после многочисленных просьб США и Израиля не поставлять этот дальнобойный комплекс ПВО. Санкции воспрещают также поставки танков и бронемашин, истребителей, ракет (за исключением применяемых в зенитных комплексах), боевых кораблей, самолетов и вертолетов. Контракт с Ираном на сумму около $1 млрд был аннулирован, а аванс в размере $167 млн возвращен, но Иран все равно подал иск в коммерческий арбитраж о невыполнении контракта.

Поставки в Иран не подпадающих под санкции российских вооружений продолжаются, но их номенклатура не раскрывается, говорит представитель «Рособоронэкспорта». В прошлом году замдиректора Федеральной службы по ВТС Константин Бирюлин заявил, что в Иран поставлен комплекс радиотехнической разведки «Автобаза». По словам менеджера одного из предприятий оборонной промышленности, российские поставки ограничиваются средствами для модернизации ранее поставленных средств ПВО, радиоэлектронной борьбы и разведки вроде «Автобазы».

И после того, как Медведев покинет пост президента, его решение об отказе в поставках С-300 Ирану вряд ли будет пересмотрено, поскольку отношения России и США вряд ли упадут до такого уровня, чтобы Москва решила взять свои добровольные обязательства обратно, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Но даже если это решение и будет принято, оно уже запоздало: военная операция Запада против Ирана состоится раньше, полагает эксперт.