Вектор


Дружно начали

Продажи новых автомобилей в январе 2012 г. увеличились на 20% (до 154 406) по сравнению с январем 2011 г., сообщила Ассоциация европейского бизнеса. Первый взгляд на статистику приводит к мысли о больших переменах: в январе на рынке иномарок появился новый лидер – Kia (11 009 машин). Chevrolet с привычной первой упала аж до пятой позиции (9727), а Hyundai – со второй на четвертую, пропустив вперед Renault и Nissan. Разрыв между 1-м и 5-м местами – менее 1500 автомобилей, так что конкуренция в этом году будет очень высокой. Chevrolet, например, сейчас меняет модельный ряд, но рассчитывает в 2012 г. оказаться в числе лидеров, говорит представитель компании. Устойчивый тренд один – снижение продаж «АвтоВАЗа». В этом январе они оказались на 21% ниже, чем в прошлом. Продолжает сказываться прекращение утилизации. Результат – 29 034 автомобиля – в 2,64 раза больше, чем у лидирующих иномарок, но по сравнению с 2011 г. разрыв значительно сократился. На «АвтоВАЗе» рассчитывают удержать долю рынка за счет нового народного автомобиля Granta и нового универсала повышенной вместимости Largus. Так что в 2012 г. самой интересной обещает стать не борьба за лидерство среди иномарок, а борьба иномарок с российской Lada.

Больная валюта

«Мы предпочитаем не оставлять свободных средств в большинстве европейских стран», – признался на днях Эндрю Уитти, гендиректор британского производителя лекарств GlaxoSmithKline (GSK; слова топ-менеджера приводит The Wall Street Journal). Компания, объяснил он, старается как можно скорее выводить выручку от продаж в 17 странах еврозоны со счетов в местных банках – такова стратегия GSK, чтобы подстраховаться от возможного краха европейской финансовой системы. GSK, по словам Уитти, ввела для себя три правила: компания больше не оставляет деньги в банках, которые могут заставить ее нервничать, в странах, которые, на ее взгляд, могут оказаться наиболее уязвимыми, и не дает в долг тем, кто может не расплатиться. Несложные правила, которые многим компаниям пригодились бы не только на случай кризиса.

Частная инициатива

С конца 2010 г. правительство ведет борьбу с коррупцией в госкомпаниях. Правда, пока ее единственным следствием стали показательные отставки в электроэнергетике. О пересмотре результатов тендеров или расторжении соглашений госхолдинги пока не заявляли. Да и запрошенную чиновниками информацию они предоставляют с неохотой. Частный бизнес ведет борьбу со взяточничеством не в пример дольше. Еще в 2005 г. две российские компании – ТНК-ВР и «Ренова» подписали антикоррупционный пакт «Партнерство против коррупции» (PACI, инициирован Transparency International, Базельским институтом управления и организаторами Всемирного экономического форума в Давосе). «Людей, пойманных на взятках, не просто увольняют. Были случаи, когда материалы передавались в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел», – рассказывает представитель «Реновы». ТНК-ВР пошла дальше: с 2010 г. в компании действуют конфликтные комиссии – специализированные органы по выявлению фактов злоупотреблений при распределении подрядов. Правда, много жалоб туда пока не подается, посетовал вчера старший вице-президент ТНК-ВР Николай Иванов в ходе Дня подрядчика. «Поверьте, наше противостояние коррупции – не пустые слова! Мы готовы расторгать контракты и пересматривать результаты тендеров, если они прошли с нарушениями», – взывал он с трибуны. Почти каждая вторая жалоба решается в пользу заявителя, отметил он. Подобные программы нацелены на сокращение затрат по проектам и повышение рентабельности, говорит сотрудник ТНК-ВР. Госкомпаниям проводить подобные мероприятия надобности нет – они достигают всего этого с помощью адресных льгот.

Чужое небо

Инициатива российских властей открыть небо над Владивостоком оказалась удачной. Разрешение иностранным авиакомпаниям без ограничений осуществлять посадки и принимать на борт пассажиров в этом аэропорту было принято в ноябре, а претенденты уже выстроились в очередь. Korean Air, Air Pusan и China Airlines уже в мае могут ввести рейсы во Владивосток. Ведут переговоры и американские компании. Без сомнения, в будущем список иностранцев, желающих воспользоваться приглашением российских властей, будет только расти. К тому же на днях гендиректор аэропорта «Шереметьево» (владеет 51% аэропорта Владивосток) Михаил Василенко рассказал, что в аэропорту может быть введен и уникальный визовый режим: 24 часа пассажир сможет находиться в регионе без визы. Все это позволит «Кневичам» стать конкурентом азиатских аэропортов (например, Сеула), считают в Минтрансе. Но в этом празднике не удастся поучаствовать российским авиакомпаниям. Ведь для них ничего не изменилось. Внутри России для своих давно «открытое небо», а вот международные перевозки регулируются межправительственными соглашениями, в которых прописаны квоты на полеты и назначенные перевозчики. Впрочем, чиновники с самого начала говорили, что цель эксперимента – привлечь новых пассажиров во Владивосток.