Облетели Москву


В 2011 г. Москва обслужила половину российских пассажиров – 57 млн из 113 млн, но ее доля сократилась на 1,5%, следует из аналитического обзора аэропорта «Домодедово» (есть у «Ведомостей»). Пассажиропоток региональных аэропортов рос быстрее Московского авиационного узла (МАУ). В «Шереметьево» (второй по пассажиропотоку) и «Домодедово» (первый) рост составил 16,7 и 15,5%, но из-за «Внуково», сократившего перевозки на 13%, МАУ прибавил лишь 10,7%.

В результате питерское «Пулково» (+14%, 9,6 млн пассажиров) вытеснило «Внуково» из тройки лидеров. Быстрее (+22%) росли занимающие 5-е и 6-е места «Кольцово» (Екатеринбург) и «Толмачево» (Новосибирск), «Пашковская» (Краснодар) прибавила 20%.

В январе этого года ситуация не изменилась, следует из данных аэропортов. Существенный рост у «Шереметьево» – 19,5%, «Домодедово» – 13,5%, а «Внуково» прибавило лишь 0,3%. В итоге Москва отстает от крупнейших региональных в росте: суммарный прирост составил 14%, в то время как у Екатеринбурга – 19,5%, у Краснодара – 19,2%, у Новосибирска – 33%, аэропорт Нижнего Новгорода прибавил 96%. По данным гендиректора «Толмачево» (Новосибирск) Александра Бородина, в феврале темпы роста увеличиваются. Гендиректор «Базэл аэро» (владеет аэропортом Краснодара) Сергей Лихарев тоже ждет ускорения роста в 2012 г. Уже сейчас исходя из нынешних условий рынка (согласно совместному исследованию с аэропортом Вены) через хаб в Краснодаре могли бы летать около 4 млн пассажиров, летящих через Москву.

Скорее всего, в 2012 г. Москва потеряет больше прошлогодних 1,5%, прогнозирует сотрудник «Базэл аэро». Причем с каждым годом трафик будет перераспределяться в пользу регионов быстрее. Так, в ближайшие пять лет соотношение будет таким: Москва – минимум 40%, регионы – 60%. Директор ИК «Регион» Анатолий Ходоровский продолжает, что развитие перевозок из крупных региональных аэропортов будут субсидировать федеральные и местные власти, крупнейшие авиакомпании, не дожидаясь этого, формируют новые базы в регионах (например, «Ютэйр» будет формировать базы в четырех региональных узлах, опорные аэропорты пока определяются). «Трансаэро» недавно обещала активнее развиваться в регионах, в том числе в «Пулково» (она зарегистрирована в Санкт-Петербурге). Расти региональным аэропортам помогают и крупные предприниматели. Виктор Вексельберг, владелец «Кольцово», к примеру, в конце 2011 г. приобрел пять ближнемагистральных самолетов и передал их авиакомпании «Руслайн».

В «Шереметьево» и «Домодедово» становится попросту тесно, продолжает Ходоровский (см. врез).

Уход пассажиров в регионы связан с «перегруженностью воздуха», а не московских терминалов, уверен сотрудник одного из них. В 2011 г. столичные аэропорты превысили оптимальную пропускную способность воздуха в 52 млн пассажиров в год. Росавиация в конце 2011 г. модернизировала схемы движения самолетов, но существенно это ситуацию не изменило, отмечает он.

Модернизация – процесс не быстрый и должен закончиться в 2013 г., объясняет представитель Росавиации: «Сейчас мы как раз закупаем новое оборудование». После модернизации трафик московских аэропортов можно будет удвоить.

Ситуация для Москвы не столь критична, как может показаться, уверяет представитель «Домодедово», за год увеличившего долю на российском рынке на 0,6 п. п. до 33,5%. Он и его коллега из «Шереметьево» считают, что в регионах трафик восстанавливается после кризиса, а в Москве стабилизируется.

Если же взглянуть на мировой рынок, то динамике московских аэропортов можно позавидовать, продолжает представитель «Домодедово». По предварительным данным Международной ассоциации аэропортов за 2011 г., из 49 крупнейших аэропортов (от 25 млн пассажиров в год) только у шести (включая «Домодедово») рост превысил 15%.

Но тенденция в пользу регионов налицо. «Шереметьево» вкладывает силы и средства, например, в развитие «Владивостока» (владеет 51% аэропорта). «Чтобы быть в тренде», – объясняет его представитель.