Опередить конкурента

Помещения «Топ-книги» стремятся занять новые книжные ритейлеры – потребитель уже привык покупать здесь книги

На сайте сети книжных магазинов «Буква» (входит в издательство «АСТ») уже числится один новосибирский магазин, в помещении которого находился «Книгомир» (один из брендов «Топ-книги»), хотя вывеску на магазине еще не сменили. По данным источника, близкого к «Топ-книге» в Новосибирске, «Буква» уже заключила как минимум три договора на бывшие магазины «Топ-книги». «Менеджеры «Топ-книги» переуступают договоры аренды «Букве», но не все площади: так, самые лучшие места менеджмент хочет оставить себе, для этого в декабре было создано новое юрлицо – Hobby House, знает источник.

В Омске на месте трех книжных магазинов, принадлежавших «Топ-книге», также открылись магазины «Буква», сообщил сайт омской газеты «Коммерческие вести». В оставшихся трех магазинах вывески пока остаются прежними, но сотрудники не скрывают, что внутри расположена уже не «Топ-книга», а «Буква». «Теперь это абсолютно другой магазин, «Буква», но, пока документация из Москвы не пришла, наша заведующая отказывается что-либо комментировать», – цитируют «Коммерческие вести» сотрудника магазина.

На запрос «Ведомостей» в АСТ и в «Букве» не ответили.

В кризис «Топ-книга» оказалась на грани банкротства, задолжав Сбербанку и поставщикам литературы. К весне 2011 г., когда суд ввел в компании процесс наблюдения, книготорговая сеть разработала программу оздоровления, которая подразумевала тотальную распродажу книжных остатков, ребрендинг и расширение не книжного ассортимента: канцтоваров, игрушек и др. Но это не помогло: в середине ноября новосибирский арбитраж признал «Топ-книгу» банкротом и объявил конкурсное производство.

По словам конкурсного управляющего «Топ-книги» Виктора Кугушева, есть 2–3 сети, заинтересованные в получении мест там, где работала «Топ-книга». «Они идут за нами по следу – как только мы расторгаем договор с арендодателем, они тут же заключают новый», – говорит Кугушев.

Один из акционеров «Топ-книги», а также владелец книжных магазинов Book Look, «Плиний Старший» и «Book’ля» Михаил Трифонов сообщил, что тоже заинтересован в магазинах «Топ-книги» и уже сумел арендовать три бывших помещения «Топ-книги» – одно в Новосибирске и два в Новокузнецке. «В Новосибирске магазин уже работает, но вывеску поменять еще не успели», – признается Трифонов. По его словам, «Топ-книге» нечем платить за аренду помещений и эти магазины ему удалось «подсуетиться и перехватить», заключив новый договор с арендодателем.

Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков считает, что действия конкурентов оправданны. «Топ-книга» была сильным брендом и сформировала устойчивые потребительские потоки, покупатель легко вспомнит эти места при адекватной ценовой политике нового ритейлера», – уверен Дьячков.

По данным Кугушева, сейчас у «Топ-книги» 13 работающих магазинов (из них в собственности – пять), хотя решением менеджмента в 2011 г. было запланировано оставить 35 до мая 2012 г. «Основной критерий, по которому магазины оставляют работать, – это безубыточность», – добавляет Кугушев. По закону собственность банкротящегося предприятия должна быть продана с торгов. «Первые торги по имуществу «Топ-книги» могут пройти в мае-июне этого года», – говорит Кугушев.