Угля не везет

Предприятия Кузбасса не могут вывезти уже около 5% годового производства угля. Проблема не только в нехватке вагонов, но и в смерзшемся сырье, признают угольщики

В пятницу губернатор Кемеровской области Аман Тулеев попросил министра транспорта Игоря Левитина ужесточить контроль за собственниками железнодорожных вагонов, из-за плохого качества которых угольные предприятия региона не могут вывезти все сырье, сообщила пресс-служба администрации Кемеровской области. Количество отставленных вагонов только на Западно-Сибирской железной дороге (ЗСЖД, филиал РЖД) составило более 4900 единиц, сказано в пресс-релизе.

Недоотгрузка угля в Кемеровской области растет, следует из данных ЗСЖД. С 1 по 9 февраля угледобывающими предприятиями региона было недоотгружено потребителям 468 000 т продукции; к 17 февраля этот показатель вырос до 900 000 т, а 19 февраля составил 1,19 млн т. Чтобы вывезти такой объем угля, необходимо 17 329 полувагонов. При этом в сутки загружается около 7229 штук.

Из 38 углепогрузочных станций план погрузки выполняют только 10, указывает ЗСЖД. Наибольшее отставание от поданных заявок допущено СУЭК (3133 вагона), «Южным Кузбассом» (1663 вагона), «Сибуглеметом» (1616 вагонов). Представители «Мечела» (владеет «Южным Кузбассом»), «Сибуглемета» и СУЭК отказались от комментариев по существу. Их коллега из РЖД сказал, что не знает о причинах недозагрузки.

Помимо проблем с полувагонами нормализовать работу мешают и погодные условия, из-за которых была приостановлена выгрузка вагонов в ряде портов Приморского края, Украины и Латвии, указывает администрация региона. Впрочем, погода помешала и угольщикам. Если до наступления холодов проблема действительно заключалась в нехватке вагонов, то в январе и феврале начал смерзаться уголь, что существенно затруднило его погрузку, признает сотрудник одного из угледобывающих предприятий. Источник в другой компании говорит, что на его предприятии смерзлось около 10% угля.

Невывезенные 1,2 млн т – это 5–7% от общего производства угля в России, довольно большой объем, констатирует аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин.

Два года назад из-за смерзшегося угля на Дальневосточной железной дороге случился коллапс: на подъездах к Приморью и Хабаровскому краю скопились десятки грузовых составов в ожидании разгрузки, поставив под угрозу срыва движение пассажирских поездов. Пока такой угрозы нет, уверяют два сотрудника угольных компаний. Впрочем, если вовремя не решить проблему, она может стать причиной срыва поставок на экспорт и на внутренний рынок, добавляет Смолин.

Сотрудник одной из российских металлургических компаний заявил, что она уже испытывала небольшие перебои с поставками угля. Представитель ММК (обеспечен собственным углем на 50%) сообщил, что у компании не возникает проблем с поставками угля, его коллега из НЛМК от комментариев отказался. В любом случае у металлургов есть запас угля на несколько месяцев вперед, отмечает Смолин.