Фестиваль современной музыки: Время молотить

Молодые композиторы решили заявить о себе масштабной акцией: они открыли Первый международный «МолОт-фестиваль», который пройдет в десяти городах
Д.Абрамов/ Ведомости

На открытии фестиваля, состоявшемся в Камерном зале Московской филармонии, исполнили музыку десяти композиторов – всего их около сорока, они представляют разные города и входят в объединение «МолОт» – так называется молодежное отделение Союза композиторов. В отличие от композиторских группировок, подобных «СоМа» (радикальные авангардисты) или «Мосту» (патриотичные консерваторы), «МолОт» объединяет композиторов всех направлений, работающих в академической области.

Концерт-открытие дал некоторую панораму этого разнообразия. Но был и скрепляющий момент: руководители «МолОта», они же кураторы фестиваля, – композитор Ярослав Судзиловский и музыковед Ярослав Тимофеев дали подопечным задание обыграть в своих сочинениях образы танца. Не все композиторы это задание прилежно выполнили, поэтому кураторы чуть отступили и уклончиво назвали проект «Плюс минус танец».

Все молодые пишут профессионально, почти все – талантливо. Рядом с наивными опусами (вроде «Жиги» Сергея Кима, написанной на ритм жиги Баха) звучали и культурные образцы модернизма («Скерцо» Сергея Чечетко), и полистилистика («Гальярда» Эльмира Низамова), и концептуальный гротеск («Спорные фантазии Воробьихи Чаклен» Ярослава Судзиловского, исполненные при помощи столовой посуды), и ритуальная медитация (остроумный «Аркаим» Николая Попова для электроники и спрятанного в темноте «шамана» с бубном). Ценнее всего, возможно, оказалось движение на ощупь в прихотливом, без опор, хронотопе композиции Dream Марка Булошникова.

Ансамбль «Карт-бланш», специально созданный к фестивалю, обнаружил способность играть во всех названных стилистиках – что редкость для ансамблей современной музыки. Молодой дирижер Максим Емельянычев с грацией и изяществом провел даже самые умозрительные опусы: благодаря ему задуманный кураторами «танец» определенно заслужил не минус, а плюс.