Точка зрения: Гостиничный хаос

Развитие гостиничного сегмента в регионах на сегодняшний день напоминает броуновское движение – настолько оно хаотично и непредсказуемо. Причин у этого явления несколько. Первая – дефицит. Нехватка качественных средств размещения в абсолютном большинстве регионов России очевидна. Морально и физически устаревший номерной фонд вызывает у региональных властей устойчивое желание строить новые отели разного уровня, а у местных бизнес-элит – заинтересованность в реализации проектов гостиниц и МФК с гостиничной составляющей. Параллельно происходит довольно медленный процесс реконструкции номерного фонда в отелях советской эпохи.

Одной из основных проблем развития регионального гостиничного рынка я бы назвал отношение местных властей к инициаторам проектов: с одной стороны, власть призывает (а порой и обременяет) местный бизнес инвестировать средства в новые отели, с другой – отсутствуют вменяемые программы развития гостиничного сегмента в регионах, не вырабатываются либо не функционируют системы налоговых и иных преференций в пользу отельных инвесторов.

Номерная гонка

Вторая проблема рынка – массовое строительство отелей к каким-то датам и мероприятиям: саммиты ШОС и АТЭС, Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, юбилеи городов и другие мероприятия. В результате в регионе начинается «гонка вооружений». Появляется излишний объем номеров, что создает кризис перепроизводства: снижаются процент загрузки и средний тариф. Это оказывает прямое воздействие на окупаемость гостиничных проектов. Энтузиазм инвесторов в таких условиях проходит довольно быстро.

Событие регионального, федерального или мирового масштаба проходит в течение недели (в редких случаях длится месяц) и делит гостиничную активность региона на фазы «до», «после» и «во время». Любая из фаз в конечном счете не вызывает восторга у инвестора по причине отсутствия замены мероприятию. Так, Казань и Екатеринбург – города делового туризма. Но казанские отельеры чувствуют себя спокойнее, потому что в городе есть туристические объекты, регулярно проходят спортивные мероприятия, которые повышают загрузку.

Регионы, совершившие резкий скачок в развитии индустрии гостеприимства в рамках проведения крупного мероприятия, должны заботиться о завтрашнем дне и выстраивать работу по привлечению турпотоков на постоянной основе. И начинать эту работу нужно не в тот момент, когда долгожданное событие состоялось, а задолго до него, поскольку спрос на поездки в какой-то регион никогда не вырастет в одночасье.

Массовый туризм, существовавший во времена СССР, канул в небытие. Разрушены системы «Интуриста», «Туриста» и «Спутника», серьезно видоизменилась система социального страхования. И пока огромное количество зарубежных стран борется за российского гостя, одного из наиболее платежеспособных и щедрых, отечественная туриндустрия не в состоянии предложить массовый продукт, который стал бы адекватной заменой рекреационному и культурно-познавательному туризму для той части населения РФ, которая регулярно выезжает на отдых за рубеж.

Возможная роль государства в части формирования внутреннего спроса огромна. Развитие туризма должно происходить комплексно: строительство отелей, привлечение внимания к достопримечательностям, стимулирование активности крупных российских туроператоров.

Люди и самолеты

Одно из главнейших препятствий на пути туризма и гостиничного бизнеса – цены на авиа- и ж/д билеты. В настоящий момент идет строительство туристическо-рекреационных зон на Байкале, Алтае, но стоимость авиаперелета туда весьма высока: до Иркутска – около 20 000 руб. Для сравнения: билет в Мадрид обойдется в 12 000 руб., хотя время полета одинаковое. Значит, жители европейской части России по-прежнему будут предпочитать отдых на Западе отдыху на Востоке.

Обучение кадров для туриндустрии – еще один камень преткновения. Уровень профильного образования находится на крайне низком уровне. Устаревшие учебные программы, почти полное отсутствие практики, низкий профессиональный уровень преподавательского состава, несоответствие российских образовательных стандартов современным требованиям рынка – все это приводит к глобальному дефициту профессиональных кадров во всех регионах РФ.

Выбирают чужих

В России отсутствует какая-либо программа поддержки местных гостиничных операторов. Международные гостиничные сети накопили огромный опыт управления отелями, но емкость и специфика российского рынка требуют масштабного развития и местных сетей. Россия – огромная страна, международных сетей на всех не хватит. Здесь много разных по уровню городов, в некоторые из них иностранные операторы просто не пойдут. Международные игроки не гарантируют доходность, загрузку, не готовы пойти на рентные договоры (когда владельцу выплачивается не процент, а некая фиксированная сумма). Российские сетевики более сговорчивы, ведь им надо развиваться.

В мире существуют местные сети, которые занимают определенные ниши. Например, Paradores в Испании, отели которой размещены в исторических зданиях: дворцах, монастырях, крепостях. Сеть помогает инвестору избавиться от головной боли по поводу управления отелем, в котором он зачастую не разбирается. И российские инвесторы не исключение.

Но многие руководители регионов скорее предпочтут иностранного оператора местному игроку. Глава администрации знает какие-то названия международных сетей и хочет, чтобы эти бренды появились в его городе, чтобы повысить статус города. Если к нему с предложением открыть отель придут Петр Кузнецов или Джон Смит, второму будут рады больше.

Многие страны защищают свой рынок от внешней экспансии. Но в России нет никаких преференций для российских операторов. А существующий уровень процентных ставок – 9–14% в рублях – и краткосрочность банковских кредитов (5–7 лет), отсутствие налоговых и иных льгот не позволяют молодым российским сетям стремительно развиваться. Для сравнения: в Европе уровень кредитных ставок – 3–7% в евро, срок кредита – 10 лет и более.

Отдельно отмечу, что развитие санаторно-курортной отрасли, специфической и самобытной, требует развития специальных операторов. Санатории традиционно относились к ведению Минздрава. Там умели лечить, но зачастую не умели обслуживать. В настоящее время санатории чаще являются средством размещения, люди едут просто отдыхать. Соответственно, нужны такие операторы, которые могли бы организовать и лечение, и гостиничное обслуживание. Но в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

Единым фронтом

Проблемы развития индустрии гостеприимства в России требуют активного участия общественных объединений. Профессиональные участники рынка не только понимают всю существующую проблематику, но и вырабатывают механизмы решений, которые должны более активно и продуктивно использоваться. Позиция общественных объединений профессионалов рынка, таких как Российский союз туриндустрии, Ассоциация туроператоров России, Федерация рестораторов и отельеров, должна учитываться на всех этапах законотворчества. Привлечение профессиональных объединений для формирования концепций, проведения экспертизы существующих проектов позволит создавать действительно востребованный продукт и более эффективно использовать вкладываемые средства.

Решение всех перечисленных вопросов напрямую зависит от позиции государства. Для реализации огромного потенциала России в части гостеприимства необходимо отделение туризма от спорта, культуры и молодежной политики с созданием соответствующего министерства. Необходимы координация усилий всех участников рынка, реализация мер по стимулированию развития туризма и гостиничного бизнеса, выделение серьезного бюджета на продвижение России как места притяжения для туристов, введение упрощенного визового режима и многое другое, для чего крайне необходимо создание органа власти, способного не только выстроить современную туристическую отрасль в России, но и лоббировать интересы индустрии во всех органах исполнительной и законодательной власти.