Гонка за продавцами

Восстановление рынка привело к дефициту продавцов. Их зарплаты повысились на 10–15%

Послекризисный рынок работодателя в сфере продаж автомобилей осенью прошлого года превратился в рынок претендента, констатирует Надежда Боброва, директор отделения управления персоналом в Северо-Западном регионе холдинга «Атлант-М». По данным «AutoDealer-СПб», за прошлый год продажи легковых машин в городе выросли на 40% по сравнению с 2010 г. Дилеры расширяют штаты, в первую очередь за счет менеджеров по продажам и технических специалистов, объясняет Боброва. «Volkswagen центр Пулково» за полгода увеличил число продавцов на треть – до 15 человек, рассказывает директор по продажам холдинга Wagner Юрий Терентьев. Искать сотрудников стало сложно, компания даже изменила условия – год назад принимали людей только с опытом работы в автобизнесе, а сейчас подходят кандидаты с опытом продаж в любой сфере, рассказывает он. Лучшие кандидаты – выпускники технических вузов, говорит Боброва.

По данным портала Super­job, за последний год количество претендентов на работу в автоцентрах снизилось с восьми до семи на одну вакансию, а количество вакансий выросло на 65%. В 2009 г. на одну вакансию могло приходить до 200 резюме, вспоминает Боброва.

Далеко не все желающие продавать машины могут это делать, подавляющее большинство не имеют представления об этой работе, говорит руководитель одного петербургского дилера. А звезды требуют повышенной оплаты, рассказывает он. Средние зарплаты в отрасли за 2011 г. выросли с 35 000 до 40 500 руб., а потолок ежемесячных доходов менеджеров по продажам автомобилей – со 100 000 до 120 000 руб., констатирует директор «HeadHunter Санкт-Петербург» Юлия Сахарова. Среднее зарплатное предложение в сфере автомобильных продаж – 45 000 руб., рост за год – 10%, оценивает Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики Superjob.

Фиксированная зарплата – не более 20% от заработка, остальное – премии по итогам работы, говорит руководитель дилерского центра. У некоторых особо эффективных сотрудников фиксированная часть может снизиться до 5%, говорит Терентьев.

Опыт переманивания менеджеров по продажам у конкурентов оказался неэффективным – приходили сотрудники с завышенными ожиданиями и воспитанные в чужой корпоративной культуре, легче оказалось выучить человека без опыта, рассказывает Терентьев. На подготовку уйдет не менее полугода, а продавать машины нужно прямо сейчас, сетует топ-менеджер дилерского центра.