«Сколково» ищет деньги

Бизнес-школа «Сколково» может объединиться с Российской экономической школой. Эта сделка – один из вариантов удержать на плаву образовательный мегапроект в иннограде. Пока «Сколково» не может похвастаться ни качеством образования, ни доходами

Вчера координационный совет «Сколково» рассматривал стратегию развития, рассказал «Ведомостям» президент бизнес-школы Андрей Раппопорт. Один из возможных вариантов – слияние с Российской экономической школой (РЭШ). Другие Раппопорт назвать отказался. Впрочем, совет не принял решения. Стратегия будет рассмотрена еще раз в начале сентября, обещает Раппопорт. «В прошлом году школе исполнилось пять лет – и этап становления, когда важную роль играют средства учредителей, закончился, – объясняет он. – Теперь нужно думать, как дальше развиваться и зарабатывать самостоятельно».

Бизнес-школа «Сколково» была основана в 2006 г. Группа бизнесменов во главе с основателем «Тройки диалог» Рубеном Варданяном предоставила на проект $120 млн и земельный участок площадью 26 га. К 2010 г. на кредит Сбербанка в $245 млн был построен кампус площадью 80 000 кв. м, включающий учебные и офисные помещения, две гостиницы, фитнес-клуб, ритейл-зону и коттеджный поселок для преподавателей. Осенью 2011 г. кредит рефинансировал Газпромбанк. Детали сделки школа не раскрывает. Варданян лишь указывает, что ее условия похожи на те, что были в Сбербанке, – заложены земля, кампус, выданы поручительства учредителей.

Но школа зарабатывает недостаточно, чтобы обслуживать долг, признает Раппопорт. Бюджет «Сколково» он не раскрывает. Представитель школы говорит лишь, что ее доходы с 1 июля 2011 г. по 30 июня 2012 г. составят $43,5 млн.

Варданян объясняет выбор РЭШ в качестве возможного партнера «Сколково» тем, что это очень хорошая школа с сильными преподавателями. Источник в РЭШ говорит, что ректор школы Сергей Гуриев по просьбе Раппопорта представил план развития объединенных школ. Сам Гуриев от комментариев отказался.

Впрочем, объединение «Сколково» и РЭШ может не состояться.

План Гуриева предполагает, что объединенная школа не будет владеть кампусом и отвечать по долгам за его строительство, рассказали «Ведомостям» два источника, близкие к обеим сторонам переговоров.

Нельзя учить отдельно от кампуса, возражает член координационного совета «Сколково» Валентин Завадников. Кредит и недозагруженность кампуса оказывают финансовое давление на школу, но это не причина разработки новой стратегии, уверяет он. В позапрошлом году «Сколково» выпустило первых обладателей степени MBA. «Оказалось, что полученное образование не совсем то, чего ожидали сами выпускники, работодатели и школа, – констатирует Завадников. – Сегодня стоит задача создать востребованные рынком программы, на которые будет очередь желающих».

Рассматриваются и возможности создания образовательного консорциума с участием российских и западных университетов, добавляет Варданян. Школа работает над совместным исследовательским центром и программами со Сколковотехом, обсуждает совместную банковскую программу с London Business School, программу по коммерциализации научных разработок с Физтехом, проекты с РЭШ, перечисляет он.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов призывает не рассматривать «Сколково» как бизнес-проект. Тем не менее он уверен, что «Сколково» выживет: «Есть целый ряд возможностей получить дополнительные ресурсы. Это может быть коалиция с другим образовательным учреждением, прямая поддержка государства, новая мобилизация бизнеса».