Игроки: Эффективны именно открытые инновации
Несколько слов о департаменте «Корпоративные технологии» Siemens, который действует в России. В офисах департамента в Москве и Санкт-Петербурге в общей сложности работает 70 человек. В их числе исследователи или эксперты по различным направлениям: физика, химия, математика, другие прикладные науки. С 1 декабря 2012 г. на базе «Сколково» образуется новый научно-исследовательский центр – дочерняя компания Siemens, куда в течение пяти лет мы рассчитываем привлечь до 150 сотрудников, которые напрямую будут заниматься исследованиями и разработками.
Siemens
Промышленный концерн. Основан в 1847 г. Производит электронику и электротехнику для различных отраслей промышленности, энергетики, здравоохранения. Членам семьи Сименс принадлежит 6% компании, около 90% – в свободном обращении. Капитализация – 59,7 млрд евро. Выручка за шесть месяцев финансового года, закончившихся 31 марта 2012 г., – 37,2 млрд евро, чистая прибыль – 2,5 млрд евро.
Прежде всего, я бы хотел определиться с основными понятиями, о которых пойдет речь. Это исследования и разработки (research) и инновации. Исследования по нашей концепции – это трансформация денег в знания, а инновации – это некий обратный процесс трансформации знаний в деньги для компаний. И, как следствие, исследования – это необходимое, но недостаточное условие для инноваций. Отсюда можно перейти также и к такому определению инноваций: это изобретение и необходимый успех на рынке. Еще одно следствие: инновации должны приносить компании экономическую, рыночную ценность.
В Siemens разработана система, которая называется «Процесс корпоративных инноваций».
Сам процесс состоит из четырех основных этапов.
Первый этап – определение инновационных возможностей, выбор основных направлений. Затем следует детализация – через создание бизнес-плана и уточнение стратегии инноваций. На этом этапе выявляются приоритеты развития инноваций. Третий этап – выработка дальнейшей стратегии, распределение ответственностей и решение о размещении капитала при вхождении в какое-либо направление инноваций. И последний этап – это, собственно, реализация задуманного.
Почему мы в Siemens говорим именно об открытых инновациях? При открытых инновациях необходимо строить партнерские взаимоотношения с большим количеством внешних структур. Только при таком подходе можно добиться эффективного продвижения. Кроме того, внутренний опыт и ресурсы компании не всегда позволяют эффективно и быстро решать возникающие технические задачи. Необходимо привлекать представителей фундаментальной науки, а также опыт и наработки других организаций.
В нашей структуре взаимодействия необходимыми для нас являются: основные исследовательские институты; высшие учебные заведения (как источник не только разработок, но и кадров для нас); основные заказчики; некоммерческие компании-разработчики; конкуренты. В частности, мы сотрудничаем с Российской академией наук, входящим в нее Институтом ядерной физики им. Г. И. Будкера, МГУ, Политехническим университетом в Санкт-Петербурге.
Внедрение открытых инноваций требует создания определенной среды и культуры. Прежде всего, это государственная поддержка, особенно на ранних стадиях. (Здесь мы имеем в виду «Сколково», когда можно получить снижение налогового бремени, и гранты – выделение средств для проведения разработок.) Также очень важным условием является механизм защиты ноу-хау в случае создания совместных предприятий для проведения разработок. Здесь важным элементом являются льготы при регистрации патентов (в частности, предлагается иметь 12-месячный период после первой регистрации до момента передачи авторских прав в какие-то новые образования). Кроме того, необходимо избегать передачи третьим лицам контрактов в случае, например, перепродажи активов компаний. Важным аспектом является также регистрация патентов учредителями и передача этих патентов или лицензий в совместное предприятие, которое будет позже правообладателем. И наконец, существенная составляющая – честные и открытые взаимоотношения с партнерами. В том числе в случае, когда изобретения, принадлежащие структурам, осуществляющим собственно финансирование этих изобретений, также должны принадлежать и субконтракторам, которые участвуют в создании и развитии этих инноваций, в изобретениях. Единственное условие здесь – это неэксклюзивное, но бесплатное обладание этими правами при последующих разработках. Политика Siemens в этой области: лучше разделять инновации с партнерами, нежели блокировать их при попытке единоличного пользования авторскими правами.
Основные сферы деятельности наших исследовательских центров – наиболее активно развивающиеся отрасли в России. В частности, сектор, связанный с нефтегазовой инфраструктурой, – это некоторые радиоактивные технологии. После событий на «Фукусиме» Siemens отказалась от участия в программах, связанных с ядерной энергетикой. И сейчас мы трансформируем наши бизнесы в область радиоактивных технологий, частью которых является тематика ускорителей и здравоохранения (различные магнитно-резонансные томографы и устройства для немедикаментозного лечения). Также представлено направление по разработке новых материалов и процессов, связанных с их использованием. Как положительный опыт здесь можно отметить сотрудничество с Московским институтом стали и сплавов и совместные разработки по передовым материалам для таких перспективных проектов, как «Сапсан».
О трудностях. Прежде всего, необходимо преодолевать разрыв между научными разработками и достижением результата, продвижением продукта на рынке с точки зрения коммерческой выгоды. Компания может иметь множество запатентованных разработок, но не обладать возможностью довести их до коммерческого использования.
Также необходимо осуществлять менеджмент предпринимательских рисков. Есть соблазн скатиться к разработке концепций, предназначенных для извлечения краткосрочной выгоды из инноваций. (Правда, это не всегда возможно, я бы даже сказал, что это является исключением.) Чаще всего мы говорим о среднесрочных и дальнесрочных перспективах. В связи с этим необходимо учитывать, что возврат инвестиций произойдет не так быстро. И тогда для компаний есть риск потери инвестиций, если неправильно выбрана стратегия.