Европейская маржа

«Таиф-НК» полностью перевела производство дизельного топлива на стандарт «Евро-5». На его экспорте в Европу компания выиграет почти $30 млн

Больше половины на экспорт. 70,26

млн т дизельного топлива было произведено в России в 2011 г., из них 36,1 млн т ушло на экспорт (данные «Кортеса»)

Вчера «Таиф-НК» запустила в коммерческую эксплуатацию производство дизельного топлива стандарта «Евро-5» мощностью 2,25 млн т ежегодно. С 2008 г. компания выпускала дизтопливо стандарта «Евро-4», а мощности были меньше – 1,65 млн т.

Источник в «Таифе» рассказал «Ведомостям: стояла задача перевести производство на «Евро-5» и на 30% увеличить производительность установки, комплекс гидроочистки дизельного топлива фирмы Shell Global Solution обошелся примерно в $30 млн. Теперь «Евро-5» заменит собой дизтопливо «Евро-4» в нефтепродуктопроводе «Север», по которому «Таиф» перекачивает топливо из Нижнекамска в порт Приморска, а оттуда на крупнейшую в Европе Роттердамскую биржу, рассказал собеседник «Ведомостей».

В июне в направлении Приморска будет прокачано до 100 000 т дизтоплива с НПЗ «Таиф-НК», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на данные «Транснефтепродукта».

Дизтопливо класса «Евро-5» будет продаваться в страны Европы, подтвердил вчера на пресс-конференции генеральный директор «Таифа» Альберт Шигабутдинов. Продавать «Евро-5» в Европу сегодня выгодно, пояснил собеседник «Ведомостей»: «Когда ты продаешь «Евро-5» на Запад по трубопроводу, идет неплохая маржинальная разница между $20 и $30 за 1 т, так называемая премия за качество»; если прокачивать 1 млн т топлива, то это уже $30 млн в год. В 2010–2011 гг., по его данным, «Таиф» экспортировал до 1 млн т дизтоплива в зависимости от рыночной конъюнктуры рынка. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», «Таиф-НК» в 2011 г. экспортировал всего 777 800 т дизтоплива.

Дизтопливо стандарта «Евро-5» в России будет востребовано только в 2016 г., после того как станет обязательным и у нас, как в Европе, а до конца этого года у нас можно продавать и топливо стандарта «Евро-2», поэтому смысла в этом году переходить на «Евро-5» для работы на внутреннем рынке не было, говорит директор по развитию и маркетингу «Кортеса» Павел Строков. Все, кто сейчас производит дизтопливо стандарта «Евро-5», ориентируются, конечно, на западные рынки, добавляет он.

Дизтопливо «Евро-5» в больших количествах производит «Лукойл», другие компании – в небольших объемах, говорит сотрудник «Таифа». В прошлом году «Лукойл» произвел 16 млн т дизельного топлива, 80% которого стандартов «Евро-4» и «Евро-5», сказал сотрудник пресс-центра компании. По данным «Кортеса», в 2011 г. «Лукойл» экспортировал более 7 млн т топлива.

В России нет особого спроса на дизтопливо стандарта «Евро-5», а в Западной Европе дизельными двигателями оборудованы 80% машин, говорит представитель «Лукойла».

Нефтекомплекс «Таиф-НК» перерабатывает более 8 млн т сырья в год, в том числе более 7 млн т нефти в год. В 2011 г. было произведено 1,9 млн т дизельного топлива (на уровне 2010 г.) и 583 200 т бензинов (рост на 6,3%), по данным компании.