Прокликали $6,2 млрд

Microsoft никак не удается стать серьезным интернет-игроком. Вчера компания объявила, что списывает $6,2 млрд неудачных инвестиций в интернет-сектор
С.Портер/ Ведомости

Microsoft

производитель программного обеспечения. крупнейшие Акционеры: Билл Гейтс (7%), Стив Балмер (4%). Капитализация – $218,3 млрд. Финансовые показатели (неаудированные, 2011 финансовый год, завершившийся 30 июня 2012 г.): выручка – $69,943 млрд, чистая прибыль – $23,15 млрд.

В понедельник Microsoft признала, что ее онлайновое подразделение развивается медленнее, чем планировалось, в связи с чем корпорация вынуждена списать $6,2 млрд. Списания связаны с неудачными вложениями в компанию aQuantive, говорится в сообщении Microsoft: «Ситуация в нашем подразделении онлайновых услуг улучшается, но мы вынуждены скорректировать в сторону уменьшения собственные прогнозы объемов и прибыльности этого бизнеса».

Microsoft приобрела aQuantive за $6,3 млрд в 2007 г., тогда эта компания занимала 2-е место на рынке автоматизации рекламных продаж. Но, как отмечает аналитик из Pivotal Research Group Брайан Уизер, эта покупка не пошла Microsoft впрок. Google, примерно тогда же купившая конкурента aQuantive – компанию DoubleClick, смогла использовать ее значительно эффективнее. По данным аналитического агентства eMarketer, в 2011 г. около 74% всех доходов от размещения рекламы в поисковиках приходилось на Google, а в нынешнем году доля Google должна вырасти до 77,9%. При этом доля Microsoft (включая операции по партнерскому соглашению с Yahoo!) в прошлом году составляла 13,7%. А в 2012 г. она снизится до 11,5%, ожидают аналитики eMarketer.

«За aQuantive было заплачено слишком много, а технологии этой компании не слишком хорошо стыковались с поисковыми технологиями Bing, – говорит Трип Чоудри, аналитик из Global Equities Research. – Пока Microsoft интегрировала приобретенные технологии в свою структуру, Google успела уйти далеко вперед. При работе в интернете важен не столько масштаб, сколько темп: быстрый побеждает медленного. А Microsoft действовала слишком медленно».

По данным Comscore, доля Bing в общем объеме поисковых запросов в США составила в мае 15,4%, доля Yahoo! (использует поиск от Bing) – 13,4%. Все остальное – у Google.

Инвесторы с раздражением воспринимали неудачи интернет-подразделения Microsoft. «Большинству инвесторов хотелось бы, чтобы корпорация продала все свои интернет-активы», – считает аналитик Nomura Рик Шерлунд. С июля 2011 г. по апрель 2012 г. операционные убытки онлайнового подразделения составили $1,45 млрд при выручке в $2,1 млрд. Всего же, по оценке Шерлунда, со времени покупки aQuantive подразделение принесло Microsoft около $9 млрд операционного убытка, а его доходы за этот период составили $11,5 млрд.

Каждая крупная компания по большому счету может хорошо делать что-то одно – у Microsoft получается разрабатывать софт, но не веб-сервисы, считает гендиректор рекламного агентства iContext Мария Черницкая. Кроме того, Microsoft пришла на интернет-рынок поздно, когда на нем уже успешно работали серьезные игроки – Google, Yahoo!. Чтобы обогнать их, надо было придумать что-то принципиально новое, но это Microsoft пока не удалось.