Миллиард из толпы


Объем краудсорсинговых вложений в нашу чистую прибыль составил миллиард долларов США», – рассказал президент Сбербанка Герман Греф. Эффект от идей сотрудников, по его словам, составляет минимум $250 млн к чистой прибыли.

Из социального отчета госбанка следует, что 30 млрд руб. ему приносит производственная система Сбербанка (ПСС) – система совершенствования внутренних процессов и отношений банка с клиентами. С середины 2010 г. в банке работала «Биржа идей» – предложения по улучшению работы банка могли вносить сотрудники. По сути, это основной инструментарий ПСС помимо летучек и консалтинговых исследований, за счет которых тоже выявляется немало путей для оптимизации работы, указывает один из сотрудников госбанка. Как раз на биржу идей и приходятся озвученные Грефом $250 млн. Прибыль Сбербанка за 2010–2011 гг. составила почти 500 млрд руб.

Это заметная часть в доходах даже для такого крупного банка, считает президент консалтинговой компании Witology Александр Малюков. Краудсорсинг – относительно новая технология, напоминает он, выгода от ее использования будет только расти, коль скоро она доказывает свой потенциал на практике уже сегодня.

Это самый дешевый и порой самый качественный консалтинг, говорит один из менеджеров «Сбера», услуги консалтинговых компаний стоят немало, а сотрудники порой лучше знают, что нужно поменять в бизнес-процессе, чтобы его ускорить. Из 80 000 предложений, которые поступили на «Биржу идей» от сотрудников и клиентов за 2011 г., претворено в жизнь более 10% – 8500, говорится в отчете банка.

Однако оценить эффективность этих процессов сложно – практики мало, аналитики еще меньше, признает сотрудник краудсорсинговой компании: «Нельзя однозначно судить, чья идея полезна для компании больше – идущая изнутри, от сотрудника, или извне. Надо смотреть каждый конкретный случай».