Нагуглил 6,8 млрд руб.

Google опережает «Яндекс» по темпам роста российской выручки, но сильно уступает российскому поисковику по рентабельности. И то и другое может объясняться рекламной активностью Google

Выручка российской «дочки» Google – ООО «Гугл» (РСБУ) составила в 2011 г. 6,8 млрд руб., увеличившись за год на 80%, – это следует из данных, опубликованных в базе «СПАРК-Интерфакс». Чистая прибыль прибавила 70% и достигла 633,6 млн руб.

Оба показателя выросли существенно больше, чем у всей Google: ее консолидированная выручка (US GAAP) увеличилась за 2011 г. на 29,3% до $37,9 млрд, а чистая прибыль – на 14,5% до $9,74 млрд.

В России Google – главный конкурент «Яндекса». В течение 2011 г. она укрепляла позиции: по данным Liveinternet.ru, с января 2011 г. по январь 2012 г. доля Google на рынке поиска рунета выросла на 4 п. п. до 25,9%, а «Яндекса» сократилась на 4,8 п. п. до 59,6%.

Выручка «Яндекса» по РСБУ выросла в 2011 г. меньше, чем у Google, – на 61,8% до 21,3 млрд руб., а чистая прибыль – на 46% до 6,56 млрд руб. Похожие данные и в отчете «Яндекса» по US GAAP: выручка выросла на 60%, чистая прибыль – на 51%. Но сравнивать выручку двух конкурентов впрямую нельзя, предупреждает менеджер одной из интернет-компаний: ООО «Гугл» получает доходы еще и от материнской Google. У Google в России могут быть нерекламные доходы, допускает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина, ведь доля «Яндекса» на российском рынке контекстной рекламы в 2011 г. сократилась не более чем на 1 п. п. Получается, что Google либо «отъедала» долю рынка в денежном выражении у других его участников, либо зарабатывала на чем-то еще, кроме рекламы.

Помимо доходов от продажи рекламы в выручку российской Google, возможно, зачисляются средства, которые она может получать от материнской компании для маркетинговых целей, предполагает менеджер рекламной компании. В частности, в 2011 г. американская компания активно рекламировала на российских телеканалах мобильный поиск, карты и браузер Chrome. Всего, по оценке Aegis Media, на телерекламу в России Google потратила в 2011 г. 57,2 млн руб.

Рентабельность российского «Гугла» по чистой прибыли в 2011 г. оказалась на порядок ниже, чем у «Яндекса», – 9,3 и 30,8% соответственно. Причиной тому могут быть как раз более высокие, чем у «Яндекса», затраты Google на продвижение в России, считает Лепетухина.

Представители «Яндекса» и Google воздержались от комментариев.