Conoco уходит

Американская ConocoPhillips продолжает избавляться от российских активов: продав долю в «Лукойле», компания выходит из их совместного проекта «Нарьянмарнефтегаз»
А.Махонин/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба сообщила, что удовлетворила ходатайство «Лукойла» об увеличении доли в «Нарьянмарнефтегазе» до 100%. «Лукойлу» уже принадлежит 70%, оставшиеся 30% – у ConocoPhillips, но они управляли компанией на паритетной основе.

Представитель «Лукойла» Дмитрий Долгов подтвердил, что компания выкупает долю ConocoPhillips, правление приняло это решение неделю назад. По его словам, это денежная сделка, но сумму он не уточнил. Представитель ConocoPhillips отказался от комментариев.

«Нарьянмарнефтегаз», владеющий лицензиями на разработку семи нефтяных месторождений на севере Тимано-Печорского бассейна в Ненецком автономном округе, – один из последних активов ConocoPhillips в России. В России она работает с 1990 г., в основном в партнерстве с «Лукойлом». В 2004 г. американская компания стала его акционером: с благословления президента Владимира Путина Conoco за $1,99 млрд приобрела последние остававшиеся у государства акции «Лукойла» – 7,59% (крупнейшая приватизационная сделка на тот момент). Затем Conoco два года скупала на рынке бумаги «Лукойла» и довела свою долю до 20%.

Параллельно в рамках формирования стратегического альянса партнеры создали СП «Нарьянмарнефтегаз». Согласно отчетности «Лукойла» в 2005 г. за 30%-ную долю Conoco заплатила $529 млн, а в 2008 г. это предприятие запустило Южно-Хыльчуюское месторождение, где предполагалось добывать 7,5 млн т нефти в год.

Партнерство дало трещину в 2010 г. Американцы поняли, что стратегических активов в России они не получат, а доступ на шельф открыт лишь госкомпаниям. К тому же Conoco были нужны средства для погашения долгов и поддержания капитализации.

В 2010–2011 гг. Conoco продала акции «Лукойла» (большую часть выкупила сама компания). Но американская компания планировала сохранить партнерство, а ее гендиректор Джим Малва заявлял, что могут появиться новые возможности для развития в России, просто «следует быть терпеливыми».

Не оправдало ожиданий и Южно-Хыльчуюское месторождение, в разработку которого было вложено $4 млрд. Оказалось, что геологи ошиблись: добыча на нем начала стремительно падать (с 7 млн т в 2009 г. до 3,3 млн т в 2011 г.) и существенно сократились запасы (с 505 млн до 142 млн баррелей). В конце прошлого года «Лукойл» признал убыток от обесценения активов «Нарьянмарнефтегаза» в сумме $1,26 млрд и теперь, по словам Долгова, пытается приостановить падение добычи. По оценке аналитика «Тройки диалог» Валерия Нестерова, «Нарьянмарнефтегаз» стоит около $350 млн, т. е. Conoco может получить за свою долю $105 млн.

Нельзя говорить, что Conoco отказывается от России, убеждал корреспондента «Ведомостей» в кулуарах Петербургского форума в июне вице-президент по России и Каспийскому региону Дэвид Фартинг. «Я же приехал сюда», – шутил он, добавляя, что компания изучает другие российские проекты, в частности интересуется шельфом.

И все же пока «это выглядит как уход Conoco из России», говорит аналитик Номос-банка Денис Борисов, у компании сейчас явно другие приоритеты (в частности, проекты в Латинской Америке, Канаде, Австралии и Северном море). Вернуться ей будет намного сложнее, предупреждает он: например, на Арктическом шельфе очень высокая конкуренция и подобные проекты требуют миллиардных инвестиций.