Суть дела: CIO не только реагирует на задачи, он их ставит

Microsoft

10,42% акций принадлежит менедж­менту компании, остальные – в свободном обращении. Капитализация – $256,6 млрд. Выручка в финансовом году, завершившемся 30 июня 2012 г., – $73,7 млрд, чистая прибыль – $17 млрд. Основана в 1975 г. в США, с 1992 г. работает в России. Выручка ООО «Майкрософт рус» по РСБУ в 2010 г. – 6,5 млрд руб., чистая прибыль – 493,5 млн руб.

Я здесь один из немногих представителей поставщиков, вендоров. Я не могу рассказать о какой-то конкретной IT-стратегии. Лучшее, что я могу сделать, это рассказать, как с точки зрения Microsoft меняется мир вокруг нас. Точнее, как развитие IT меняет этот мир, какие задачи возникают перед бизнесом, перед СIO, чтобы успеть за этими изменениями.

Если смотреть на то, как меняется мир вокруг нас, то можно говорить о четырех четких тенденциях.

Первая – это общая доступность информационных технологий. Если раньше сотни миллионов, может быть, миллиард людей имели доступ к IT, то вскоре число людей, которые могут активно пользоваться IT, достигнет 5 млрд. Это означает появление соответствующего количества интерфейсов, которые позволяют людям пользоваться IT. Это развитие искусственного интеллекта, который помогает этому доступу. Это комьюнитизация и консьюмеризация.

Чуть подробнее об этом.

Пользовательский интерфейс. Мы знаем идеологию трех экранов. У нас у всех в карманах за этими столами я вижу более чем по одному процессору. И мы каждый год видим революционные изменения в том, что дают нам эти процессоры. Это сложнейшие технологии, которые мы имеем возможность уже не замечать.

Искусственный интеллект все больше напоминает фильм «Матрица». На уровне системного программного обеспечения облачных технологий искусственный интеллект уже имеет возможность отслеживать не только распределение задач между процессорами, но и физические процессы вокруг себя, во многом контролировать их. Он может говорить о перераспределении не только вычислительной нагрузки с учетом задач, которые стоят перед ним, но и управлять вентиляцией и освещением, самостоятельно осуществлять ремонты. Он умеет думать, получать информацию от большого количества датчиков и принимать решения, предоставляя или перераспределяя свои собственные ресурсы.

Облачные технологии претерпевают колоссальное развитие. И прежде всего это связано с огромными возможностями консолидации и виртуализации, которая возможна как на уровне нового «железа», так и на уровне ПО. Новое поколение серверных продуктов, к которым относятся продукты Microsoft, повышает возможности виртуализации как минимум в 5–8 раз. И это опять меняет жизнь вокруг нас.

И все это выражается в том, что все эти 5 млрд человек должны иметь свободный доступ к новым технологиям. И если мы про них забудем или будем приходить к ним с традиционными методами, к ним придет кто-то другой. И они от вас уйдут. И поэтому роль СIO изменяется таким образом, что он фактически обязан быть визионером. Ведь он изначально человек, который лучше всего разбирается в IT, это его задача, его роль, для этого его наняли. И его задача состоит не только в обеспечении потребностей бизнеса. Бизнес очень часто не знает, какие потребности у него есть. Его задача состоит в евангелизации первого лица и других руководителей компании, в объяснении того, какие возможности могут дать IT.

Ну и, безусловно, он должен быть лидером во всех этих изменениях, и подчас болезненных. Часто они «выключают» какие-то подразделения компании и создают новые, нарушают годами сложившиеся бизнес-процессы.

Кризисные явления, которые проявляются в последние годы все чаще, – это не только угроза. Это еще и возможность. Возможность для небольшого количества компаний, которые оказываются сильнее, чем другие, занять освободившиеся ниши и подмять под себя упавших конкурентов. И IT могут дать возможности компаниям оптимизироваться, оказаться наиболее конкурентоспособными.

Как мы знаем, все сотрудники сейчас склонны к тому, чтобы работать 24 часа в сутки. Все сотрудники имеют склонность приносить в компанию непонятные устройства и говорить, что они должны иметь доступ к своим информационным системам с этих устройств. Появление этих устройств в сети компании часто нарушает работу IT, несет угрозу безопасности информации, которая хранится на устройствах компании. Тем не менее предоставление сотрудникам возможности работы все более эффективными программными средствами и со все большего количества устройств естественным образом повышает их продуктивность. Сотрудник имеет возможность работать из офиса, самолета, откуда угодно. Поэтому возникает вариант, когда людей в компании может стать меньше, но работать они будут лучше. От этого процесса невозможно отгородиться, им нужно управлять.

В то же время меняются и клиенты. Все больше их получает доступ к средствам IT, происходит резкое понижение их лояльности и возрастает требовательность – как физических лиц, так и бизнес-клиентов. Возникает необходимость в персонализированном подходе. Все это надо делать, соблюдая эффективность работы в компании, не имея возможности увеличивать персонал. И этот индивидуальный подход к клиентам возможен только с помощью средств IT.

Возникают новые продукты и услуги. Причем они могут вытеснить традиционные. Вы можете перевести бизнес компании на какой-то виртуальный шоу-рум. Вы можете дать клиенткам возможность примерять свои наряды, не приглашая их к себе, не имея собственного магазина. Вы можете внедрить сеть хитрых датчиков, которые будут анализировать состояние вашего нефтяного месторождения и передавать их в реальном времени в облако через спутники.

И естественно, перед вами стоят инфраструктурные задачи. В эффективности облака никто уже не сомневается. Но встает вопрос о балансе облаков. Что отдать на аутсорсинг, а что делать самостоятельно? Что передать в публичное облако, а что необходимо оставить в своем частном облаке? Как организовать гибридное облако? Сегодня это становится очень актуальной темой. Это задача для CIO. И от того, насколько эффективно он сумеет маневрировать между этими предложениями, зависит как его успех, так и успех его предприятия.

И очень часто, как итог всего, за счет высокого интеллекта, за счет высокой интеграции различных облачных приложений можно выйти на качественно новый уровень и функционирования предприятия, и жизни вокруг нас.

Как пример можно взять организацию «умных» городов, которые появились не так давно. В такой экосистеме большого города за счет внедрения облачных технологий появилась возможность объединять службы «911» и «311», проводить опросы жителей, оперативно реагировать на все проблемы с безопасностью, транспортом, снабжением, внедрять грид-технологии и подходить к статусу городской операционной системы. Этот термин активно использует мой бывший коллега Стив Льюис, который сейчас возглавляет проект создания «умного» города в Порто (Португалия). Он действительно говорит об интегрированной операционной системе управления городом, которая требует минимального вмешательства человека и предоставляет всем городским чиновникам оперативную информацию о том, что происходит в городе. Фактически жизнью города руководит некий искусственный интеллект.

Поэтому, с нашей точки зрения, новый CIO – это прежде всего не тот, кто реагирует на задачи, которые ставятся, а человек, который ставит задачи перед предприятием.