Фактор риска

Основной причиной аварии Sukhoi Superjet в Джаккарте чиновники называют человеческий фактор, утверждая, что самолет был исправен. Окончательное заключение должно появиться в октябре

Вчера представители комиссии по расследованию причин майской авиакатастрофы SSJ в Джаккарте подписали протокол. Документ фиксирует позиции России и Индонезии, говорится в сообщении «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС, производит самолет). Документ еще предстоит согласовать, в частности с авиавластями США (там производятся бортовые самописцы и TAWS) и Франции (двигатели и интеграторы авионики). Окончательное заключение ожидается не раньше конца октября, уточняется в сообщении.

SSJ в мае этого года выполнял первый демонстрационный тур по шести странам Азии. 9 мая он врезался в склон горы Салак в Индонезии. На борту находилось 45 человек (из них восемь россиян), все они погибли. Сразу после крушения, обещавшего первому российскому авиапроекту серьезные имиджевые и финансовые риски, была создана международная комиссия. 12 сентября российская делегация отправилась в Индонезию для согласования итогового протокола. Раскрывать содержание документа замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь, который представлял Россию в комиссии, отказался. Но подчеркнул, что до столкновения самолет был исправен. По данным источника «РИА Новости», основной причиной в протоколе называется человеческий фактор. Сотрудники Минпромторга и раньше называли это основной версией. «Сигнализация до последнего буквально орала, предупреждая опасное сближение», – делился чиновник министерства. Также он отмечал, что индонезийский диспетчер заметил исчезновение самолета только через несколько минут после крушения. Рассматривалась и версия плохих погодных условий.

Национальный комитет по безопасности на транспорте Индонезии в документах, опубликованных этим летом, рекомендовал ГСС (самолет был экспериментальным, находился в собственности Минпромторга, эксплуатировался ГСС) пересмотреть порядок подготовки летного персонала, особенно к полетам в горной местности. России нужно больше внимания уделять подготовке летных кадров, признают авиационные чиновники. В хронике авиакатастроф за 2011 г. ошибка экипажей фигурировала чаще всего.

Вероятно, именно озвученная ранее версия о человеческом факторе и привела к тому, что основные заказчики от SSJ не отказывались, полагает глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Правда, «Армавиа» в июле на авиасалоне в Фарнборо пожаловалась на качество самолета и грозилась вернуть лайнер. Но в ГСС рассчитывают вскоре урегулировать разногласия с авиакомпанией, рассказал «Интерфаксу» президент ОАК (в него входит и ГСС) Михаил Погосян. Индонезийские заказчики и лаосская компания тоже вскоре начнут получать самолеты, отметил топ-менеджер.