Ренессанс Ирака

Объем добычи нефти в Ираке к концу десятилетия вырастет более чем вдвое, а к 2030 г. страна может стать вторым в мире производителем черного золота после Саудовской Аравии, прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА)

Добыча нефти Ираком имеет «решающее значение для благополучия мировой экономики», заявил ведущий экономист МЭА Фатих Бироль. По его словам, в ближайшее десятилетие рост поставок на мировой нефтяной рынок на 45% будет обусловлен экспортом иракской нефти.

В сентябре страна экспортировала 2,6 млн барр./сутки, что является самым высоким уровнем более чем за 30 лет. Согласно базовому прогнозу МЭА, к 2020 г. Ирак увеличит экспорт более чем в два раза до 6,1 млн барр./сутки, что позволит ему получать в среднем $200 млрд в год до 2035 г.

Если прогноз МЭА оправдается, рост экспорта нефти из Ирака кардинально изменит расстановку сил внутри ОПЕК. Ирак обгонит Иран и Венесуэлу и станет вторым по значению членом картеля после Саудовской Аравии.

Иракская нефтяная промышленность пострадала от международных санкций и конфликтов, продолжавшихся не одно десятилетие, однако за последние несколько лет успела восстановиться. Багдад подписал контракты с несколькими международными концернами – например, с BP и Royal Dutch Shell – о повышении объемов добычи на некоторых крупнейших месторождениях.

Однако восстановлению нефтяной промышленности мешало отсутствие законов, регулирующих добычу. Одной из главных проблем стали разногласия между Багдадом и курдской автономией на севере страны по поводу прав на извлечение нефти. Курдистан подписал контракты с международными компаниями, такими как ExxonMobil и Chevron, в обход Багдада. Иракское правительство считает эти сделки незаконными.

«Через 20 лет Ирак станет мощной энергетической державой», – прогнозирует Бироль, ВВП страны к тому времени достигнет размеров, соответствующих текущему объему экономики Саудовской Аравии, но только в том случае, если Багдад примет закон об углеводородных ресурсах и разделе продукции. В противном случае добыча будет расти гораздо медленнее, Ирак недополучит $3 трлн, а «мировой рынок будет страдать от нехватки нефти», пишет МЭА.

По словам Бироля, последний – пессимистичный – сценарий предполагает, что недостаточное предложение на рынке нефти вызовет высокую волатильность цен, которые к 2035 г. могут подняться до $140/барр., а это на $15 выше, чем заложено в основном сценарии.

Если Багдад все же сможет повысить экспорт нефти, больше всех выиграет Китай, считает МЭА. По прогнозу агентства, к 2020 г. 80% иракской нефти будет поставляться в азиатские страны. Бироль прогнозирует, что к 2020 г. Китай будет получать из Ирака 1,5 млн барр./сутки, а к 2035 г. – почти 2 млн барр./сутки. «Между Багдадом и Пекином сформируется новая торговая ось», – говорит Бироль.