Платить дважды

Около 400000 жителей Тулы – а это 80% населения города – уже третий месяц не могут разобраться, кому им платить за услуги ЖКХ

Из-за реформы по смене управляющих компаний (УК), проведенной мэрией, собственники квартир в 2700 многоквартирных домах Тулы получили по две платежные квитанции: от старой УК и от новой.

До июля этого года 80% многоквартирных домов Тулы обслуживали четыре частные УК: «Партнер», «Градсервис», «Хороший дом», «Домуправ». Но мэрия решила «создать конкурентную среду в жилищно-коммунальной сфере» и создала семь новых УК, сообщается на сайте тульской думы со ссылкой на мэра Евгения Авилова. Учредителями семи ООО с названиями «Управляющая компания №1 – №7» стали администрация Тулы и правительство области, сказано там же.

Смена управляющих организаций прошла для большинства жителей Тулы незаметно, утверждает исполнительный директор Национального объединения организаций, управляющих недвижимостью (в него входят российские УК), Денис Назаров: мэрия опубликовала в газете «Тула» с тиражом в 3000 экземпляров уведомление о проведении собрания собственников квартир в форме очного голосования, которое было назначено на 6 августа 2012 г. в 10.00. То есть в рабочее время в районные управы должны были прийти около 400000 человек, недоумевает Назаров. Естественно, почти никто не пришел, собрание признали несостоявшимся и после провели его в заочной форме (см.врез), рассказывает он: следом мэрия уведомила жителей, что с 17 сентября их начинают обслуживать новые УК.

По Жилищному кодексу совет считается выбранным, если за него проголосовали 50% собственников жилья, напоминает ведущий юрисконсульт Института экономики города (консультант Минрегиона по реформированию ЖКХ) Дмитрий Гордеев. Но пока ни один такой собственник не нашелся, говорит Назаров. Бюллетеней голосования нет – они уничтожены мэрией, ссылающейся на закон «О защите персональных данных» (копия акта утилизации есть у «Ведомостей»). «По-русски это называется «концы в воду», – возмущен Гордеев.

Сейчас неразбериха с квитанциями продолжается, уверяют Назаров и Гордеев. 10 октября замглавы администрации города Александр Ядыкин заявил, что с октября все жители получат только одну квитанцию, выставленную городским расчетно-кассовым центром. Но представитель одной из УК Тулы – «Партнер» – заявил, что договоры с его компанией (управляет примерно 550 домами) продолжают действовать. Несколько жителей Тулы подтвердили «Ведомостям», что они продолжают получать квитанции от старых УК. Телефоны семи новых УК три дня подряд не отвечали.

Представитель «Тулатеплосети» отказался сообщить, с какими УК у компании заключены договоры на снабжение теплом. Представители областной и городской администраций и Минрегиона на запросы не ответили.

Поскольку возникли сомнения, какой из УК платить, в течение года можно предложить собственникам провести общие собрания и при необходимости переизбрать управляющих, предложил Гордеев.

Ситуацией занялась прокуратура области. По обращениям жителей Тулы она провела проверку и внесла представления в адрес первого зама главы администрации Тулы и руководителей УК с требованием об устранении нарушений жилищного законодательства, сообщил представитель ведомства. Проверкой УК по поручению прокуратуры занялось и МВД, сказал он. Ведомство вместе с правительством области решило признать платеж по любой из квитанций действительным, а также не начислять пени в случае неоплаты услуг ЖКХ за сентябрь 2012 г., подчеркнул он.