Реклама без паузы

Госдума одобрила законопроект, запрещающий рекламные перетяжки и граффити, но увеличивающий срок размещения разрешенной наружной рекламы втрое – до 15 лет – и разрешающий в некоторых случаях властям без конкурса продлевать договоры с операторами. Изменения очень нужны правительству Москвы
Одну рекламу запретят, а другой продлят срок размещения/ Д. Новожилов/ Ведомости

Вчера депутаты приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный единороссом Виктором Звагельским. Поправки запрещают размещать рекламу над дорогами, а также на поверхности дорог, тротуаров и зданий, упрощают демонтаж незаконных конструкций и позволяют властям требовать от собственников возмещения расходов на ликвидацию незаконной рекламы. Кроме того, законопроект увеличивает максимальный срок договоров на эксплуатацию рекламных конструкций с 5 до 15 лет и разрешает без конкурса продлевать действующие договоры – до тех пор, пока власти не утвердят схему размещения рекламы на этой территории (правда, пролонгировать контракты можно максимум на два года). Также без конкурса предлагается размещать временные рекламные конструкции размером не более 4 кв. м, например флаги и штендеры.

Пока в законопроекте остались все принципиальные для московских властей положения, которые позволят навести порядок на рынке наружной рекламы, говорит представитель департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев. Департамент сейчас занимается выявлением и ликвидацией незаконных рекламных конструкций и разрабатывает новые правила размещения рекламы в городе. Ожидается, что до конца года правительство города примет правила, на их основе будет утверждена схема размещения рекламы и после этого можно проводить конкурсы, объясняли чиновники. Но у многих операторов срок договора уже истек (по данным департамента, к январю завершатся договоры на 50% размещенных в Москве конструкций), и они сейчас работают фактически незаконно, уплачивая городу штрафы вместо арендной платы. Город хотел бы продлить договоры, пока не подготовит проведение новых конкурсов, объяснял ранее руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. Об увеличении срока контрактов до 15 лет просили сами операторы: за пять лет не успевают окупиться высокотехнологичные конструкции, объяснял гендиректор компании Gallery Дмитрий Зайцев.

Этой осенью правительство дало на законопроект положительный отзыв, однако рекомендовало исключить из него важные для города поправки, а Государственно-правовое управление (ГПУ) президента рекомендовало документ не принимать.

У ГПУ и правительства были технические замечания, которые будут устранены ко второму чтению, рассказал «Ведомостям» Звагельский: правительство попросило согласовать законопроект с ФСО, потому что в нем идет речь о размещении рекламных конструкций на проезжей части и фасадах зданий, а также попросило уточнить понятие временных рекламных конструкций. Положение об увеличении срока договора на размещение рекламных конструкций до 15 лет будет прорабатываться: ГПУ рекомендовало прописать критерии для разных сроков размещения, а если это не получится, то норму уберут, говорит депутат. По его словам, из законопроекта также исключат положение о продлении договоров до утверждения схем размещения рекламы: это «самая коррупциогенная норма».

«Мы полностью поддерживаем положения о продлении сроков аренды и борьбе с незаконной наружной рекламой», – говорит управляющий директор оператора Russ Outdoor и президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Максим Ткачев. Тем не менее регламент устранения незаконных конструкций, а также предложение о ликвидации целых категорий рекламных носителей требуют доработки, считает он. Демонтаж рекламных конструкций без соблюдения судебных процедур негативно повлияет на рынок, согласен представитель Gallery.