Рынки: Ограничения во благо

ОАО «Мегафон»

Оператор связи. Акционеры: «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова (50% плюс 1 акция), TeliaSonera (35,6%), Megafon Investments (14,4%). Финансовые показатели (US GAAP, девять месяцев 2012г.): выручка – 201,1 млрд руб., чистая прибыль акционеров материнской компании – 25,9 млрд руб. Абонентов (на 30 сентября 2012г.) – 64,8 млн.

Телекоммуникационная индустрия столкнулась с инфраструктурными проблемами. Дальнейшее развитие сетей связи упирается в «монопольное» право собственников распоряжаться объектами инфраструктуры, которые могут использоваться для размещения оборудования и кабелей связи. Операторы связи лишены возможности оказать услуги связи арендаторам бизнес-центров, не договорившись с собственником этого бизнес-центра. Невозможно разместить оборудование связи во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома, не получив согласие 2/3 собственников квартир. Тем самым развитие конкуренции на рынке услуг связи наталкивается на автономию воли собственников, которые могут не потреблять услуги связи, но их решения влияют на возможность других лиц воспользоваться услугами связи оператора, которого они выбрали.

ФАС России многие годы последовательно встает на сторону операторов связи в данных вопросах, вместе с тем разбирательства в антимонопольной службе по отдельным делам способны лишь фрагментарно решать проблемы, при этом с существенными временными затратами.

Очевидно, что назрела необходимость решать проблему системно. Для этих целей необходимо, во-первых, принять правила недискриминационного доступа, разработка которых осуществлялась ФАС в развитие закона «О развитии конкуренции». Некоторым недостатком этих правил будет то, что они будут применяться к субъектам естественных монополий, деятельность которых регулируется законом «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, которые эти монополии используют для оказания услуг связи.

Во-вторых, необходимо в федеральные законы, не регулирующие напрямую отношения в сфере конкуренции, вносить нормы, которые тем не менее будут способствовать развитию конкуренции. Например, сейчас в Гражданском кодексе РФ уже признается возможность ограничения свободы договора (ст.426 ГК РФ), ограничение полномочий собственника законом и правами иных лиц (ст.209 ГК РФ), а также общий запрет антиконкурентного использования гражданских прав (ст.10 ГК РФ).

При этом в гражданском законодательстве должны также появиться более детальные нормы, ограничивающие возможности для антиконкурентного использования гражданских прав. Важно закрепить на уровне федерального закона обязанность собственника здания допускать операторов связи к вспомогательным помещениям здания для размещения средств связи и кабелей связи (при условии выполнения операторами связи требований по их размещению) за соразмерную справедливую плату. Тогда, например, собственник бизнес-центра сможет отказать компании связи в доступе к инфраструктуре бизнес-центра только из-за отсутствия технической возможности.

В жилищном законодательстве также должны быть нормы, допускающие исключение из общего правила: распоряжение вспомогательными помещениями жилого дома для размещения средств связи и кабелей связи для получения услуг связи жильцами этого дома должно производиться в упрощенном порядке, без согласия 2/3 жильцов этого дома.

Можно предположить, что в перечисленных случаях будет сужена автономия воли собственников. Вместе с тем такие комплексные решения необходимо предлагать, чтобы развивать конкуренцию на рынке услуг связи и повышать доступность высокотехнологичных услуг связи.