Рынки: Поход по рынкам

Антимонопольная служба должна формировать экономические отношения внутри отраслей, не раз призывал руководитель ФАС Игорь Артемьев. После волны дел против нефтяников, картелей в добыче угля и химической промышленности ФАС перешла к отраслям, с деятельностью которых обычные потребители сталкиваются в повседневной жизни.
М. Стулов/ Ведомости

Проблемы из-за отсутствия конкуренции возникают не только у абонентов, но и у самих мобильных операторов: все они пожаловались на ограничения при доступе к инфраструктуре. В основном резервы роста исчерпаны, приходится добираться к отдаленным жилым домам, зданиям и сооружениям и договариваться с собственниками инфраструктуры, рассказывал начальник департамента правового обеспечения коммерческой деятельности «Мегафона» Дмитрий Петров. ФАС активно поддерживает операторов и принуждает собственников размещать необходимое оборудование на своих объектах, отметил Петров. Но договориться все равно удается не всегда: в ФАС стали поступать обращения, что местные власти понуждают операторов связи демонтировать кабели связи, размещенные по опорам ЛЭП, проложенные по фасадам зданий, перекинутые с крыши на крышу. Причина – забота об облике города. Центральный аппарат уже рассмотрел два дела по подобным нарушениям – в отношении кабинета министров Татарстана и в отношении муниципалитета Екатеринбурга. Более чем в 40 регионах местные власти предпринимают или планируют такие действия. Законодательством о связи этот способ прокладки кабелей разрешен, в подавляющем случае их прокладка согласована с надзорными органами. С точки зрения ФАС такие действия чиновников ограничивают конкуренцию, создают преимущественные условия операторам, в распоряжении которых есть кабельные канализации. Операторы предлагают на уровне подзаконных актов установить единые требования по строительству сетей связи, в том числе воздушным способом, которые учитывали бы и вопросы благоустройства, и вопросы развития конкуренции на рынке связи.

Авиалинии, в свою очередь, жалуются на монопольные цены на услуги аэропортов. Не хватает альтернативных заправочных комплексов, а авиатопливо дорожает, говорил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в интервью газете «Коммерсантъ». По оценкам Минэкономразвития, доходность у российских авиакомпаний вдвое ниже, чем у иностранных: в стоимости билета около 30% приходится на топливо, еще столько же – на сборы аэропортов, плату за наземное обслуживание и аэронавигацию, а пассажиропоток недостаточно высокий.

Антимонопольщики ранее уже заявляли, что определились с темами года: это доступ в интернет и авиаперевозки. Низкая мобильность населения и проблемы с доступом в интернет названы одними из основных факторов территориальной разобщенности страны в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г. ФАС обещает обратить особое внимание на ситуацию в этих секторах.

ФАС соединяет

Телефон входит в потребительскую корзину каждого, к тому же от развития телекоммуникационного сектора зависит развитие других отраслей – промышленности, медицины, банковской сферы, подчеркнул важность своего сектора директор департамента управления регулярными рисками МТС Андрей Рего, открывая сессию «Развитие конкуренции на телекоммуникационном рынке».

Формирование этого рынка завершилось, о чем свидетельствует ситуация с экономической концентрацией, которую контролирует ФАС, констатировал начальник управления службы Дмитрий Рутенберг: значительно снизилось количество сделок по слиянию и поглощению, сейчас преобладают сделки внутри группы для реструктуризации своих активов. В учебниках по экономической теории нынешняя ситуация на российском рынке называется олигополией (коллективное доминирование нескольких крупных игроков), заметил он. Правда, крупнейшие участники рынка, которые предоставляют практически весь спектр услуг электросвязи, продолжают активно конкурировать. В регионах, где спрос на услуги связи высок, их качество растет, а параллельно снижаются цены. Но ФАС еще есть над чем поработать на этом рынке.

Система регулирования будет меняться: необходимо отказаться от искусственного разделения на рынок мобильной и фиксированной связи. Сейчас стоимость звонка с сотового телефона в подавляющем большинстве регионов ниже, чем звонок с фиксированного телефона, констатировал замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин: «Нужно оказать конкурентное давление на фиксированную телефонию».

Более сильное конкурентное давление спустя полтора года могут ощутить и операторы мобильной связи. Законопроект, вводящий в России принцип переносимости мобильного номера абонента (MNP – mobile number portability), согласован с ведомствами и операторами и будет рассмотрен правительством в ноябре. Избавиться от «мобильного рабства», позволив абоненту сохранять за собой номер при переходе от одного оператора к другому, поручил правительству в апреле 2012 г. занимавший тогда пост президента России Дмитрий Медведев. Предполагается, что сохранять свой номер абонент сможет только в пределах одного региона, а заработает MNP не ранее марта 2014 г.

Россия – последняя страна Европы, где еще не работает MNP. На этот принцип уже перешли и Украина, и Белоруссия, рассказал Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи. Последствия для операторов неодинаковы, показывает международная практика: в одних странах оператора сменили единицы процентов абонентов, в других – десятки. Зато это заставит операторов удерживать абонентов, повысить качество связи и обслуживания с соответствующими затратами, могут вырасти и цены, но в целом индустрия выиграет – как и после введения принципа «платит звонящий». К «мобильному рабству» стоило бы добавить и проблему «фиксированного рабства», заметил Голомолзин: MNP для фиксированной связи также не реализован, а потребности в этом есть, учитывая стоимость звонков.

Сейчас до 50% услуг широкополосного доступа в интернет уже оказывается именно по кабелям, проложенным воздушным способом, рассказал Голомолзин, а так как трафик будет только расти, эту проблему нельзя игнорировать, должны быть задействованы все виды инфраструктуры.

ФАС у крыла

Второй заявленный приоритет службы – рынок авиаперевозок. «Существует огромный потенциал для того, чтобы сделать приемлемым уровень транспортной доступности для наших граждан в России и СНГ», – говорил ранее Голомолзин. Перелет на одну и ту же дистанцию в Европе и России не может существенно отличаться по цене, предупредил перевозчиков на конференции «Ведомостей» руководитель ФАС Игорь Артемьев.

За прошедший год ФАС отчиталась о нескольких расследованиях по перевозчикам. Например, управление службы по Хабаровскому краю признало «Владивосток авиа» виновной в незаконном применении топливной надбавки и оштрафовало на 10,5 млн руб. На 1,3 млн руб. за необоснованное завышение цен на билеты на рейсы из Новокузнецка и Кемерова в Москву была оштрафована«Сибирь». В июле же – на 26 млн руб. – «Ютэйр» и «Ямал», которые установили в периоды наибольшего спроса почти одинаковые цены на перелеты из Тюмени в Сочи и обратно.

В 2008–2010 гг. ФАС не раз возбуждала дела по вопросам, связанным с деятельностью топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах. Они были монополистами на своих рынках: только они могли приобретать топливо у нефтяных компаний, а затем перепродавать их авиакомпаниям. ФАС намерена изменить эту ситуацию: служба подготовила новые правила недискриминационного доступа к инфраструктуре аэропортов. Аэропорты пропускной способностью более 1 млн пассажиров в год должны будут допустить не менее двух топливно-заправочных компаний, а аэропорты с пропускной способностью более 5 млн пассажиров в год обязаны допустить не менее трех таких операторов. Этот сегмент рынка, с одной стороны, становится экономически привлекательным для вхождения новых участников, с другой – создает возможности для того, чтобы авиакомпании экономили на издержках, говорил Голомолзин в интервью «Российской газете». По оценкам ФАС, там, где в крупных аэропортах есть альтернативные поставщики услуг, стоимость наземного обслуживания ниже на 5–10%.

ФАС намерена стимулировать появление новых игроков и на самом рынке авиаперевозок: например, в требованиях, предъявляемых к авиакомпаниям, целесообразно убрать ограничение на необходимое количество воздушных судов в парке.

ФАС за рулем

Несмотря на заявленные приоритеты, ФАС не забывает и о других рынках. О том, как антимонопольщики следят за конкуренцией при продаже и обслуживании автомобилей, на конференции «Ведомостей» рассказал начальник управления ФАС Максим Овчинников. При организации продаж автомобилей используются самые разнообразные антиконкурентные практики. Внутри одной дилерской сети создаются дискриминационные условия для доступа определенных дилеров при поставке новых автомобилей и запчастей к ним. Авторизованные дилерские и сервисные центры необоснованно ограничены в выборе поставщиков оборудования и материалов, к тому же нередко им запрещено ремонтировать автомобили конкурирующих марок. Нередко продажа автомобиля принудительно совмещена с сервисным обслуживанием, специальное оборудование для диагностики и техобслуживания поставляется только авторизованным центрам, а независимым в приобретении такого же оборудования поставщики отказывают. В результате на рынке установлены высокие барьеры для входа, конкуренция ограничена – это приводит к завышению стоимости сервисного и дилерского обслуживания при снижении его качества.

Автодистрибуторы должны разработать прозрачные и недискриминационные правила отбора дилерских и сервисных центров и распределения автомобилей и запчастей между авторизованными центрами. Необоснованных ограничений для независимых центров быть не должно, а от обязательного совмещения продажи и сервисного обслуживания лучше и вовсе отказаться, считает ФАС.

Сами дилеры считают, что конкуренция на их рынке и так достаточно сильная. Количество дилеров ежегодно растет, на рынке представлены десятки брендов, при этом ни у одного из них нет высокой доли: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), самая большая доля – у Lada – 18,2%, а доля ближайшего конкурента более чем вдвое ниже: у Chevrolet – 7%. Решение ограничить дилеров только продажами должны принимать сами производители или дистрибуторы, если это экономически оправданно, заметил Дмитрий Курдюков, руководитель GR-группы комитета автопроизводителей АЕБ, тем более что и на рынке послепродажного обслуживания конкуренция высока. Количество неофициальных центров чаще всего превышает количество официальных, ремонт у них не влечет автоматического прекращения гарантии на весь автомобиль. Неофициальные дилеры могут приобрести запчасти у официальных, а потребители вольны использовать неоригинальные детали на свой риск.

Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС:

– Сейчас стоимость звонка с сотового телефона в подавляющем большинстве регионов ниже, чем звонок с фиксированного телефона. Нужно оказать конкурентное давление на фиксированную телефонию.

Максим Овчинников, начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС:

– Проблемы, выявленные на рынке автодистрибуторов, не уникальны для нашей страны. Еврокомиссия провела большое исследование поведения дилеров и автоконцернов на рынке и заключила, что стоимость сервисного и гарантийного обслуживания у авторизованных сервисных центров дороже, чем у независимых, на 30–120%. Требования Еврокомиссии к организации продаж и обслуживания автомобилей заключаются в создании прозрачных правил отбора автопроизводителями дилеров и сервисных центров на недискриминационных условиях. У ФАС России такой же подход.