Снова вместе в отпуск

В будущем году «Камаз» вновь отправит работников в одновременный отпуск. Этим летом автозавод отказался от него из-за ажиотажного спроса на грузовики в 2011 г., но сейчас растущий импорт притормозил продажи компании

Грузовики разогнались. 99900

грузовых автомобилей полной массой 14–40 т реализовано в России в 2011 г. Это на 70,3% больше, чем годом раньше.

Сотрудники «Камаза» уйдут в очередной оплачиваемый отпуск в 2013 г. с 8 июля по 4 августа, сообщил директор департамента по связям с общественностью компании Олег Афанасьев.

На автозаводе числится около 48000 человек. Из них от 4800 до 7200 «ответственных за жизнедеятельность завода» сотрудников ремонтных и сбытовых служб продолжат работать, говорит Афанасьев. В единый корпоративный отпуск «Камаз» уходил уже дважды: летом 2010 и 2011 гг., но в 2012 г. отказался от этой практики. «Посткризисный 2011 год был крайне успешным для производителей грузовиков: в некоторые месяцы продажи увеличивались на 40%. В результате из-за прошлогоднего корпоративного отпуска наше производство не могло угнаться за стремительно растущим спросом», – объясняет Афанасьев.

Всего за прошлый год «Камаз», по собственным данным, продал в России 39078 грузовиков (в том числе: полной массой 14–40 т – 38297 машин, среднетоннажных автомобилей массой 8–14 т – 781).

В этом году из-за стремительного роста импорта грузовиков ажиотажного спроса на технику «Камаза» нет, признает Афанасьев. По данным Федеральной таможенной службы, в январе – сентябре в страну ввезли 89900 новых и подержанных грузовых машин на $2,6 млрд, что на 30,7% больше, чем в аналогичный период 2011 г.

В этом году за 11 месяцев «Камаз» выпустил с конвейера 47500 машин – на 11% больше, чем годом ранее. Кроме того, автозавод увеличил производительность линии со 180 машин в сутки в 2011 г. до 240 сейчас, отмечает Афанасьев. «Текущие мощности способны удовлетворить нынешний спрос примерно в 4000 машин в месяц, а также потребность на будущий год, которая может быть, по предварительным оценкам, выше сегодняшней на 10%», – уверен он. По его словам, единый отпуск позволяет экономить электроэнергию, газ и воду; проводить плановые ремонт и модернизацию и не набирать дополнительный персонал на период отпусков основных работников, что дает минимум 5–7% экономии только на временных работниках.

Однако летнего отпуска дождутся не все сотрудники «Камаза»: до конца года компания почти на треть сократит руководящие кадры, чтобы снизить долю управленческих затрат в себестоимости производства грузовика. Сейчас она слишком высока – 7,2% при общемировых показателях в 3,8–4,5%, говорит Афанасьев.

В будущем году в корпоративный летний отпуск уходят группа ГАЗ, УАЗ и российские предприятия Peugeot-Citroen, Volkswagen, Hyundai, GM, Ford, Toyota и Nissan, знает ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Михаил Крылов. «Их бизнес в этом случае страдает от простоя меньше, чем если бы в отпуск уходили по отдельности, так как производственный процесс основан на конвейере, в котором у каждого своя роль. Работа конвейера же всецело зависит от спроса, при падении которого приходится не только отправлять людей в отпуск, но и сокращать рабочую неделю до четырех дней и даже штат сотрудников», – говорит эксперт.

А вот «АвтоВАЗ» никогда не уходил в единый отпуск. «В соответствии с Трудовым кодексом РФ коллективный договор ОАО «АвтоВАЗ» не предусматривает такого понятия, как «корпоративный отпуск», – говорится в ответе компании «Ведомостям».