«Коммерсанту» не нравится тираж

Через две недели Минэкономразвития предстоит выбрать на конкурсе газету, которая со следующего года будет печатать объявления о банкротстве. Издательский дом «Коммерсантъ», который их публикует сейчас, счел условия конкурса несправедливыми и пожаловался в суд

«Коммерсантъ» подал иск в Высший арбитражный суд (ВАС), в котором оспаривает законность приказа Минэкономразвития о проведении конкурса на право публикации сведений о банкротствах (вышел в ноябре), рассказал «Ведомостям» гендиректор этого ИД Павел Филенков. Данные об иске есть в базе суда. ИД оспаривает приказ по формальным признакам: просит суд признать приказ недействующим, поскольку он, во-первых, не был зарегистрирован в Минюсте, как того требует законодательство, а во-вторых, противоречит распоряжению правительства об официальном издании, в котором период работы «Коммерсанта» в качестве такового не ограничен сроками или другими условиями, в том числе возможностью проведения нового конкурса. Представитель Минэкономразвития сообщил, что знает об иске, но комментировать его не стал.

По закону арбитражные управляющие обязаны публиковать в печатном СМИ объявления о введении наблюдения и внешнего управления, о признании должника банкротом, о назначении и отстранении арбитражного управляющего, о проведении торгов и т.д. В 2008 г. право печатать такие сведения выиграл «Коммерсантъ». Это приносит газете около $15 млн ежегодно, в 2011 г. это составило 20% выручки всего издательского дома.

Кто получит это право на следующие пять лет, определится 19 декабря, когда Минэкономразвития подведет итоги нового конкурса. По его условиям, стоимость 1 кв.см объявления не должна превышать 175 руб. (сейчас – 159 руб. 15 коп.), а тираж издания не должен быть меньше 30000 экземпляров. Выбирать победителя министерство будет по сумме баллов, которые начисляются в зависимости от цены, за которую газета готова печатать объявления (этот показатель дает 55% в итоговой сумме баллов), тиража (30%) и используемой площади, т.е. объема, отведенного под объявления в одном номере (15%). В предыдущем конкурсе претенденты соревновались только по цене.

Именно большой вес тиража для победы в конкурсе Филенков считает несправедливым и противоречащим здравому смыслу. Число людей, профессионально заинтересованных в получении информации по банкротствам каждую неделю, довольно ограниченно – прежде всего это те же арбитражные управляющие, объясняет он, эта аудитория составляет около 20000 человек по всей России (тираж субботнего номера «Коммерсанта», где печатаются сведения о банкротствах, – 40000–50000 экземпляров). И для арбитражных управляющих принципиальна цена объявления, а не тираж, настаивает Филенков.

О желании участвовать в конкурсе говорили представители газет с большим тиражом – «Российской газеты» (РГ, тираж 160000–170000 экземпляров) и «Московского комсомольца» (МК, около 2 млн экземпляров). Гендиректор МК Павел Гусев подтвердил: газета рассматривает возможность участия в конкурсе. Получить комментарий от представителей РГ не удалось. Срок подачи заявок истекает 10 декабря.

«Нам важна тематика издания, деловые газеты читает наша целевая аудитория», – говорит арбитражный управляющий Олег Парфенов. Если решающим фактором станет тираж, то в конкурсе может победить газета, круг читателей которой не интересуется торгами, тогда эффективность публикаций упадет, считает он. «Большинство людей смотрит эту информацию в интернете, поэтому совершенно неважно, какой у издания тираж», – говорит еще один арбитражный управляющий Евгений Семченко. Он подтвердил, что для управляющих очень важна цена публикаций – порой их стоимость превышает стоимость имущества ликвидирующегося предприятия.