«Билайн» в рознице

«Вымпелком» меняет стратегию на рынке сотовой розницы. Вместо франчайзинга компания сделает ставку на собственные салоны

На этапе интеграции ритейла и операторского бизнеса для нас важен не экстенсивный рост розничной сети, а ее эффективность, говорит представитель Северо-Западного региона МТС. В отдаленных районах и небольших городах целесообразно вести бизнес через франчайзи-партнеров, знакомых с локальным рынком, это позволяет сэкономить до 20% на логистике, отмечает он. По его словам, соотношение собственных и франчайзинговых салонов – 60 на 40% – сохранится. В 2012 г. в регионах Северо-Запада было открыто на 40% салонов больше, чем в 2011 г. «Мегафон» в 2012 г. открыл 35 новых салонов на Северо-Западе, у оператора 270 собственных салонов в регионе, в том числе 130 – в Петербурге и области, а также 380 франчайзинговых, передал через пресс-службу директор Северо-Западного филиала «Мегафон-ритейла» Дмитрий Адушев. В собственной рознице продажи и количество подключений выше, чем в других каналах, как и качество подключений, говорит он.

Открытие одного салона может стоить $70000–80000, оценивает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. По его словам, собственные сотрудники операторов больше мотивированы на взаимодействие с абонентом, активно предлагают дополнительные услуги, что приводит к росту ARPU. Сотовые операторы ищут помещения площадью 80–150 кв. м в пяти минутах ходьбы от станций метро, а они в дефиците, говорит Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН. Александра Смирнова из NAI Becar оценивает арендные ставки для операторов в 2000–3000 руб. за 1 кв. м.

С декабря прошлого года «Вымпелком» открыл на Северо-Западе 18 новых собственных офисов продаж, из них 11 – в Петербурге, рассказал директор Северо-Западного региона ОАО «Вымпелком» Андрей Ковтонюк. По его словам, до конца года собственная розничная сеть «Билайна» в регионе увеличится до 100 офисов. Это позволит, по словам Ковтонюка, сделать упор на качественных продажах, стать ближе к клиенту и сократить отток абонентов. Площадь новых точек – 40–120 кв. м, ассортимент расширен в расчете на пользователей мобильного интернета. Инвестиции в развитие розницы он не раскрывает. Сокращения франчайзинговой сети компания не планирует, отношения с франчайзи и дилерами остаются прежними, добавляет он. У «Билайна» на Северо-Западе около 500 салонов, открытых по франчайзингу с «Евросетью» и другими партнерами.

С 2010 г. «Евросеть» и «Вымпелком» запустили на Северо-Западе около 60 салонов связи оператора, передал через пресс-службу управляющий Северо-Западным филиалом «Евросети» Денис Голещихин. Операторы нацелены уже не только на увеличение абонентской базы, но и на увеличение доходности с каждого абонента, а качество привлекаемых абонентов в салонах операторов и крупных федеральных сетей гораздо выше, чем в мелкой рознице, работающей на франчайзинге, объясняет он.