Честный трейдер

Трейдер JPMorgan, принесший банку миллиардные убытки, пытался предотвратить ущерб, когда речь шла о миллионах

Трейдер JPMorgan Бруно Иксил – «лондонский кит» (экс-руководитель отдела торговли кредитными инструментами в лондонском подразделении) начал предупреждать коллег о растущих рисках торговых позиций за пять месяцев до того, как они превысили $6 млрд, сказали WSJ источники, знакомые с перепиской банка с cенатом США. JPMorgan заявил об убытках в мае 2012 г.

Иксил в огромных объемах продавал производные контракты индекса Markit CDX North America Investment Grade Index, в который входят свопы кредит-дефолт 125 крупных компаний. Позиция Иксила могла достигать $100 млрд, писало Bloomberg со ссылкой на контрагентов в хедж-фондах и банках. Действия были столь активны, что заметно влияли на динамику индекса, в итоге некоторые хедж-фонды стали активно играть против него, писала WSJ. Иксил и его непосредственный начальник Хавьер Мартин-Артахо подозревали, что их сослуживцы слили информацию о позициях JPMorgan в хедж-фонды, сказали WSJ знакомые с ситуацией источники.

«Лондонский кит» делал ставку на улучшение долговой позиции компаний и рассчитывал на снижение доходности бондов, но в апреле 2011 г. рынок развернулся в противоположном направлении: долговая ситуация стала ухудшаться, а стоимость свопов – расти.

Первые сигналы об опасности позиций Иксил начал подавать в январе 2012 г.: он называл их пугающими и просил Мартина-Aртахо признать полностью убытки: «Если этого не сделать, риски будут нарастать». «Продолжай торговать», – ответил Мартин-Aртахо. Иксил также пытался поговорить с директором по инвестициям JPMorgan Айной Дрю, но та не отреагировала.

В январе речь шла о потенциальных убытках в $100 млн, в феврале они достигли $169 млн, в конце I квартала речь шла о дневных потерях в $250 млн. В последний день квартала Мартин-Артахо дал указание Иксилу снизить оценку дневных убытков до $200 млн и продолжить операции, в конце дня руководству сообщили об убытках в $138 млн. 10 апреля потери достигли около $400 млн в день, за последнюю неделю апреля добавилось еще $800 млн.

Информация о «лондонском ките» просочилась в прессу в апреле, банк заявил, что убытки незначительны. Это буря в стакане воды, говорил тогда гендиректор Джейми Даймон. В мае банк сообщил, что его инвестиционное подразделение в апреле получило $2 млрд убытка. «Я не беспокоюсь об окончательном размере убытка», – говорил тогда Даймон. Позже в том же месяце оценка потерь была увеличена до $6 млрд. В отношении действий JPMorgan ведется расследование, в котором принимают участие ФБР, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) и Комиссия по срочной биржевой торговле США (CFTC). Представители JPMorgan, SEC и офис главного прокурора Нью-Йорка отказались от комментариев.