Нелегальный приток

Экономика России по итогам последних 18 лет получила приток нелегального капитала в $342 млрд, подсчитали эксперты Global Financial Integrity (GFI)

Незаконный отток капитала из России в 1994–2011 гг. составил $211 млрд, оценили в GFI на основе российского платежного баланса. Пик вывода средств пришелся на 2010 г. – $41,6 млрд, в 2011 г. темпы спали до $10 млрд.

Вывод средств в таких объемах говорит о слабом управлении экономикой, считают авторы доклада экономисты Дэв Кар и Сара Фрейтас. По данным исследования, $135 млрд (или 63,8%) покинули страну с помощью не отраженных в отчетности переводов. Это стало возможным из-за несовершенства российской банковской системы и пробелов в законодательстве. Кар называет Кипр «прачечной для грязных российских денег» и подчеркивает, что прямые инвестиции в Россию с Кипра всего лишь отражают обратное движение легализованных капиталов, ранее незаконно выведенных на счета в кипрских банках.

По другой, более широкой методике подсчета, используемой Всемирным банком, отток капитала из России за тот же период составил $782 млрд. Значительная часть этой суммы, таким образом, представляет собой вывод средств, который можно считать легальным.

Несмотря на гигантский теневой отток, приток нелегальных средств в Россию за тот же период составил $553 млрд – таким образом, чистый приток $342 млрд.

Размер теневой экономики в России в GFI оценили в 19 трлн руб. ($632 млрд) в 2011 г., или 35% ВВП. Размер увеличился, но доля снизилась с 77% ВВП в 1994 г., говорится в докладе.

Россия – самая непрозрачная экономика из всех, которые нам приходилось анализировать, утверждает директор GFI Реймонд Бейкер: «Для перевода сотен миллиардов долларов российские корпорации использовали карманные банки для проведения транзакций».

Доклад GFI содержит некоторые рекомендации российским властям по сокращению незаконных финансовых потоков. В частности, России следует усилить таможенный контроль, обращать более пристальное внимание на сделки, сторонами которых являются компании, зарегистрированные в офшорах, и обязать банки собирать информацию о реальных владельцах счетов.