Два самолета

Тунисец Мухаммед Фрика решился на амбициозный проект – создал авиакомпанию Syphax Airlines, которая стала конкурентом монополиста рынка, авиаперевозчика Tunis Air
В авиапарке Syphax Airlines пока всего два самолета/ ALEXANDER KLEIN/ AFP

Первый авиамаршрут Мухаммед Фрика запустил в марте 2012 г. Церемония открытия состоялась на аэродроме второго по величине города страны – Сфакса, и присутствовал на ней не кто иной, как президент Туниса Монсеф Марзуки собственной персоной. Первые два самолета своей авиакомпании Syphax Airlines Фрика назвал в честь революции, которая свершилась в стране год назад. Один самолет получил имя Karama («Достоинство»), второй – Hurriya («Свобода»).

Но Фрика знает: дух революции не сможет быстро искоренить устои, сложившиеся в секторе национальных авиаперевозок за многие годы. Ведь появление новой компании ущемляет интересы давно существующего игрока этого рынка. «Моя самая главная проблема – это Тunis Air», – говорит 49-летний Фрика. Он принимает журналистов в штаб-квартире Telnet, компании по инженерному проектированию и консалтингу в сфере современных технологий, которую он открыл в 1994 г. «Tunis Air борется со всеми моими инициативами», – вздыхает он.

Муха против слона

В Тунисе Фрика считают дерзким персонажем. Он преуспел во времена прошлого президента, пережил революцию и добросовестно трудился в непростой для страны переходный период. А теперь предприниматель пытается запустить бизнес, который бросает вызов госкомпании-монополисту.

В свое время Фрика сотрудничал с Airbus, и у него появились связи в секторе авиаперевозок. Благодаря им он открыл в прошлом году Syphax Airlines. Это попытка прорваться на авиарынок Северной Африки, доля которого в общем объеме мирового рынка авиаперевозок выросла за последние 10 лет с 5 до 11,5%.

Опыт Фрика – яркая иллюстрация парадоксов, с которыми сталкиваются предприниматели в стремительно меняющемся сегодня арабском мире. Новые правительства признают необходимость реформ, но старые интересы часто противостоят новым начинаниям. Фрика хвалили, пока он разрабатывал и экспортировал технологии. Но когда он попытался работать в давно устоявшемся секторе экономики, у него сразу появились враги.

Одного успеха мало

Многие годы Фрика успешно приспосабливался ко всем трудностям политической жизни Туниса. Он стал успешным предпринимателем в сложной бизнес-среде, где процветали кумовство, неэффективность и коррупция.

Предприниматель родился в Сфаксе. Любимец семьи и лучший ученик в школе, он поступил потом в известную политехническую школу в Париже, где учились многие будущие политические и бизнес-лидеры Франции.

В 1989 г. Фрика наняла на работу Alcatel, крупная французская телекоммуникационная компания. Он попросил, чтобы его перевели в тунисское подразделение компании, где запустил первый в Тунисе специализированный центр по разработке программного обеспечения.

Ему было чуть больше 20, когда вместе с шестью знакомыми разработчиками он открыл Telnet Group. Он вложил в нее $65 000, которые получил как выходное пособие из Alcatel. Проект оказался необычайно успешным. Telnet разработала встроенное компьютерное оборудование для Mercedes-Benz и Dassault, что сразу провело водораздел между ней и другими подобными североафриканскими компаниями.

Сейчас в двух подразделениях Telnet в Париже и Тунисе работает 600 разработчиков и 100 человек административного персонала. Офис Telnet полон талантливых программистов. Будь у всех молодых выпускников в стране такая работа, молодежь не выказывала бы такого недовольства политической ситуацией в государствах арабского Востока, полагают многие. В офисе Telnet есть спортивный зал и комната отдыха с бильярдным столом посередине. Отдельное помещение отведено под молельню, что вызывало недоумение во времена правления светского режима Зина аль-Абидина Бен Али, свергнутого два года назад.

На самом деле Бен Али поддерживал Telnet как наиболее удачный национальный проект в сфере малого бизнеса. Он и его соратники не раз посещали штаб-квартиру компании и приводили туда высокопоставленных чиновников из других стран, например сирийского президента Башара Асада.

Бен Али и его родня со стороны жены, семья Трабелси, часто требовали проценты с прибыли процветающей компании, но не вторгались в бизнес. «Они хорошо понимали, что такое недвижимость, отели и машины. Но в технологиях не смыслили ничего», – говорит Фрика.

Три месяца спустя после тунисской революции января 2011 г. Фрика завершил вывод Telnet на тунисскую фондовую биржу, что принесло ему чистый доход в $7 млн. Он говорит, что идея создать авиакомпанию посетила его во время бизнес-поездки в Сфакс. Его всегда удивляло, что в его родной город не летают самолеты.

Монополист съел

Вложив деньги, заработанные на IPO компании Telnet, и продав 20% ее акций, Фрика взял в лизинг два самолета Airbus 319 и в марте 2012 г. открыл Syphax Airlines. Новая авиакомпания получила в качестве имени древнеримское название города Сфакса, который в те далекие времена назывался Сифакс. Так Фрика попытался поднять престиж родного города.

«Сфакс – промышленный центр. Здесь немного развлечений. Люди ходят в школы и на работу. Они все очень серьезные. Но Бен Али ничем им не помогал. А я хочу помочь. Мне хотелось бы показать тунисцам, как мы можем изменить свой менталитет», – говорит предприниматель.

Сейчас у Фрика всего два самолета и 150 человек в штате компании. Он считает, что его бизнес не представляет опасности для Tunis Air.

И все же Syphax Airlines по-своему бросает вызов Tunis Air. Недавно она подписала контракт на сумму $600 млн с Airbus, по которому уже дважды в неделю компания летает в Стамбул и трижды в неделю – в Париж, а также в Триполи и Себху в Ливии. В ближайшем будущем авиакомпания планирует запустить еще и еженедельные рейсы в Джедду в Саудовской Аравии.

«Инвестиции – это не риск, а необходимость. Когда мы помогаем нашей стране, Бог помогает нам. И нам сопутствует успех», – заявляет Фрика.

Поведением Syphax Airlines в Tunis Air возмущаются все: и управленцы, и простые сотрудники. Они обвиняют Фрика в том, что он постоянно меняет бизнес-планы и угрожает безопасности Tunis Air. Первые стычки начались, когда Фрика заявил, что его самолеты будут летать по столь выгодным маршрутам, как Тунис – Париж и Париж – Тунис, а также на курортный остров Джербу.

Халед Челли, заместитель гендиректора Tunis Air, утверждает: его компания и слова не сказала против Syphax Airlines, когда та в самом начале заявила о своем желании организовать рейсы из Сфакса. «Но через несколько месяцев Фрика сказал: «Наш первоначальный план был неправильным. Мы выживем, только если будем летать за пределы Туниса», – рассказывает Челли. Сотрудники Tunis Air, которых поддерживают самые сильные профсоюзы страны, уже не раз угрожали устроить забастовку, если Syphax Airlines начнет претворять в жизнь свой новый план.

Фрика, в свою очередь, признается, что действительно несколько раз менял курс, но считает это нормальным способом вести бизнес.