На Кубу через Панаму

«Ильюшин финанс ко» продаст российско-украинские самолеты Кубе через панамский офшор, чтобы сразу вернуть за них НДС

Вчера «Ильюшин финанс ко» (ИФК, принадлежит ВЭБу, ОАК и Александру Лебедеву) поставила на Кубу первый российско-украинский самолет Ан-158, сообщила пресс-служба компании. Всего Куба заказала шесть таких самолетов каталожной стоимостью $1,8 млрд. В этом же контракте – четыре российских Ту-204 СМ и три Ил-96-400 (скорее всего, они будут переделаны в пассажирские из грузовых). Твердый контракт на три первых лайнера Ан-158 был заключен во время визита Дмитрия Медведева в феврале этого года на Кубу. Опцион на остальные будет переведен в твердый контракт в ближайшее время, уточнил топ-менеджер ОАК.

До сих пор Ан-158 не мог получать господдержку, так как производится на Украине. Но в феврале Медведев подписал постановление правительства об экспорте российской высокотехнологичной продукции. По нему Ан-158 признается российской машиной, так как более 50% в нем – российские комплектующие с Воронежского акционерного самолетостроительного общества и других российских заводов, а украинские – только 20%.

На кубинском контракте лизингодатель опробовал новую схему поставок – через панамскую компанию South America Aircraft Leasing, рассказал гендиректор ИФК Александр Рубцов. Деньги на покупку Ан-158 кубинским авиакомпаниям и госгарантии предоставил Росэксимбанк («дочка» ВЭБа). Банк профинансировал 85% контракта, 15% выплатит кубинская сторона, пояснил Рубцов. Кубинская авиаадминистрация гарантировала выплату лизинговых платежей и аванса. Контракт рассчитан на 14 лет, объясняет Рубцов.

Но сама ИФК формально в этом контракте посредник, а не лизингодатель, уточняет Рубцов: ИФК купила самолет в собственность у киевского ГП «Антонов», а потом продала панамской компании. «Если бы лизингодателем выступили мы сами, то российское государство возвращало бы нам НДС в течение всех 14 лет, что делает контракт низкоприбыльным. Теперь же НДС будет возвращен единовременно. И у ИФК появятся средства на увеличение портфеля заказов», – отметил Рубцов. По похожей схеме могут быть приобретены до 20 SSJ100 (каталожная стоимость – около $6 млрд) – контракт на первые 15 самолетов в ближайшее время будет проходить согласования на совете директоров компании, добавил он. Получателями этих самолетов станут авиакомпании Лаоса и Индонезии, знает источник в ИФК.

Сейчас ИФК закрывает сделку с Лебедевым, который согласился обменять 25,8% лизинговой компании на два Ан-124 (грузовой самолет «Руслан») и 1,5 млрд руб. долгов авиакомпании Red Wings. Акции будут переданы «дочке» ИФК – «Авиаинвесту». Пакет Лебедева ВЭБ оценил в 4,3 млрд руб. После закрытия сделки ИФК сможет начать интеграцию с ВЭБом, в структуре которого ИФК займется лизингом самолетов. Переговоры о выкупе 49% ИФК у ОАК ВЭБ продолжает, знает источник, близкий к банку (представитель это не комментирует).