Долговой риск

Долговая нагрузка на население слишком высока. Темпы роста кредитования будут падать и потребление лишится поддержки, опасается Минэкономразвития

Долговая нагрузка населения уже слишком высока: по расчетам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, в 2012 г. порядка 80% прироста неипотечных кредитов пошло на уплату процентов по прежним долгам. В 2013 г. показатель может вырасти до 100%. «При таком сценарии продолжающийся рост кредитования не только не повлияет на динамику потребления, но в худшем случае даже негативно отразится на способности домохозяйств наращивать потребительские расходы», – говорила ранее Орлова. Процентные платежи выросли с 2% доходов в 2007–2008 гг. до 3,5%, привел данные Белоусов.

В конце 2008 г. средневзвешенные ставки по кредитам физлицам составляли 18%, в конце 2010 г. они упали до 11%, а сейчас подскочили до 20%, приводит данные Поляков: «Это приличный рост, темпы инфляции за этот же период снизились». Разброс ставок на рынке очень большой, говорит зампред правления банка «Ренессанс кредит» Олег Скворцов: от 25 до 90%, их размер зависит от качества и потребностей заемщиков. Ставки скоро начнут снижаться, ожидает Лебедева. Не обязательно при этом придется поступиться маржей, считают банкиры. «Уже начинают снижаться темпы роста потребкредитов, сильной потребности в фондировании нет – в течение года начнут снижаться и ставки по депозитам», – полагает директор по прямым продажам ХКФ-банка Евгений Сидоров.

Рост долгов населения ухудшает состояние финансов домохозяйств и серьезно влияет на потребление, беспокоится министр экономического развития Андрей Белоусов. За год долговое бремя выросло с 14 до 17% доходов, в 2007–2008 гг. было 10–11%, сообщил он, выступая на заседании правительства.

Потребительский спрос вытянул экономику в прошлом году, обеспечив 3,2 п. п. роста ВВП из 3,4%. И если в докризисные, тучные годы главным драйвером потребления был рост доходов, то в последние два года – кредитование, замечает экономист ЦМАКП Игорь Поляков. В 2009 г. объемы потребкредитов сократились на 14%, напоминает Поляков: кризис напугал людей, они погашали старые займы, а новых не получали. Но уже в 2011–2012 гг. появилась иллюзия стабильности, продолжает он: «Объем кредитов рос сверхтемпами, по 40% в последние два года». С предложением тоже все было хорошо, добавляет бывший президент Первого республиканского банка Людмила Лебедева: «Корпоративное кредитование сжалось, и многие банки пошли искать счастья на потребрынок – это сильно поддержало их маржу».

Кредитование по-прежнему будет поддерживать потребительский спрос, но вряд ли оно существенно вырастет, говорится в прогнозе Минэкономразвития на 2014–2016 гг. Ведомство снизило прогноз роста розничной торговли: в 2013 г. – с 5,4 до 4,3%, в 2014 г. – с 5,8 до 4,9%.

Все больше заемщиков не гасят кредиты в срок: если 1 января было 8,8% таких ссуд, то в начале апреля – уже 11,3% (данные ЦБ, см. график). Во многом рост просроченных кредитов связан с высокими ставками, считают в Минэкономразвития. Министр финансов Антон Силуанов ранее жаловался на их «запредельный» размер: ему пришло sms-сообщение с предложением взять кредит под 23% годовых. Это нормальная и не самая высокая ставка для необеспеченных потребительских кредитов, комментировал президент Сбербанка Герман Греф.

Риски снизятся, если ставки вернутся хотя бы к докризисному уровню, считает Поляков. Даже высокие ставки быстро не снизят спрос, уверен он: «В этом году темпы роста [ссуд] упадут до 30%, а в следующем – до 25%». Долговая нагрузка, по расчетам Полякова, к этому времени составит 25% доходов – «тогда риски станут слишком высоки и рост спроса затормозится».