Как в Париже, но без дорог

Russ Outdoor откроет в Казани станции велопроката, рассчитывая взамен получить право размещать рекламу на уличной мебели

Крупнейший российский оператор наружной рекламы Russ Outdoor организует в Казани автоматизированные пункты проката велосипедов, рассказал «Ведомостям» сотрудник префектуры «Старый город». Планируется открыть 12 пунктов на 260 велосипедов, сказано на сайте городской программы проката велосипедов veli-k.ru. Пока установлена и готова к открытию одна – у парка «Черное озеро», на остальных идут монтажные работы. Сами станции состоят из терминала оплаты с картой города и держателей для велосипедов. Казань – это пилотный проект Russ Outdoor, компания планирует делать велопарковки в других городах страны, говорит ее представитель.

Взять велосипед напрокат можно будет только после регистрации на сайте и введения данных кредитной карты, рассказал представитель Russ Outdoor. Если велосипед не вернется на парковку, с клиента будет списана стоимость проката за все прошедшее время и цена велосипеда (14 000 руб.). Первые полчаса проката будут бесплатными, за час придется заплатить 50 руб., а за каждый последующий – 150 руб. Также будут доступны три долгосрочных абонементных тарифа: на день – 30 руб., на неделю – 100 руб., на месяц – 200 руб. Снова взять бесплатный 30-минутный велосипед можно после 15-минутного моратория.

Russ Outdoor использует технологию, которую применяет в Париже и других городах Европы один из ее акционеров (с этого года владеет 25% акций) – оператор наружной рекламы JCDecaux, передал «Ведомостям» исполнительный директор Russ Outdoor Максим Ткачев. По его словам, JCDecaux оборудует велопарковки и в обмен получает от парижской мэрии рекламные концессии, за счет чего и окупается проект. В России может быть использована модель, предусматривающая размещение рекламы на уличной мебели, считает Ткачев.

JCDecaux развивает проект CycloCity в 25 городах Западной Европы и японском городе Тояма. Самая известная часть сети – система Velib в Париже. С 2007 г. JCDecaux создала сеть из 1800 велопарковок и более 20 000 велосипедов, вложив в проект около 100 млн евро. Взамен мэрия Парижа передала JCDecaux в бесплатное пользование на 10 лет 1628 рекламных мест.

Russ Outdoor будет пытаться закрепиться в сегменте уличной мебели, потому что в Европе это работает, считает Андрей Березкин, директор «Эспар-аналитики». Эксперт отмечает большой спрос на уличные рекламоносители, а щитов, брандмауэров, пилонов и т. д. становится меньше.

Рынок наружной рекламы в Казани – один из самых развитых, появление здесь запроса на подобный проект абсолютно целесообразно, считает Ткачев. По итогам прошлогодних торгов в Казани Russ Outdoor принадлежит почти половина из 1000 рекламных мест. При этом Ткачев признает, что компании вряд ли удастся сейчас заработать на небольшом проекте в Казани: они начнут приносить прибыль, становясь более масштабными. Пока в проекте никакой рекламы не будет – только информация об Универсиаде, добавляет представитель компании.

JCDecaux не раскрывает свой доход от рекламных концессий, полученный в обмен на велопарковки. Но, например, в Париже проект финансово невыгоден из-за частых краж и повреждений велосипедов, рассказывали ранее представители JCDecaux. Velib использует антивандальные велосипеды Mercier стоимостью 2400 евро каждый. Но хулиганов это не останавливает, и ежегодно из строя выходят тысячи велосипедов. В 2009 г. проект был на грани закрытия, оператор просил помощи у администрации Парижа, которая согласилась выплачивать JCDecaux 400 евро за каждый поврежденный или украденный велосипед. В России есть и другие проблемы кроме вандалов. В Казани нет велосипедных дорожек, напоминает начальник городской ГИБДД Рустам Ибрагимов. В прошлом году, по его словам, в городе зарегистрировано 30 ДТП с участием велосипедистов.