Сотовая связь для компаний подешевела

Расходы российских компаний на сотовую связь резко уменьшились. Операторы снижают тарифы в преддверии вступления в силу закона, разрешающего уходить от оператора с номером, и возможного ухудшения экономической ситуации
Е.Разумный для Ведомостей

Расчетные расходы корпоративных пользователей на сотовую связь в апреле 2013 г. снизились к аналогичному периоду 2012 г. на 9,5–45%, следует из отчета Comnews Research. Такой вывод аналитики компании сделали, проанализировав специализированные тарифы для корпораций. Средний месячный платеж (ARPU) активно говорящих сотрудников компаний (к ним Comnews Research относит руководство, т. н. группа «Безлимит») снизился за истекший год с 3730 до 2050,1 руб., затраты сотрудников среднего звена (группа «Универсал») сократились с 1064,1 до 962,7 руб. В группе «Безлимит» заметнее всего снизились расходы абонентов «Вымпелкома» (на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.; подробнее см. график). А в группе «Универсал» лидером снижения оказалась МТС: ее корпоративные абоненты стали платить в среднем на 14,8% меньше. На втором месте по динамике сокращения ARPU в этой группе «Вымпелком» (-8,3%), на третьем – «Мегафон» (-6,1%).

Решение сотовых компаний снизить тарифы для корпорантов продиктовано пессимистичными прогнозами развития российской экономики: клиенты могут начать сокращать расходы на сотовую связь, считает аналитик Comnews Research Екатерина Ахальцева. Еще один стимул для снижения тарифов – предстоящее введение в России принципа переносимости мобильных номеров (Mobile Number Portability, MNP): операторы стремятся не допустить перетока высокодоходных и лояльных подписчиков к конкурентам. ARPU корпоративных абонентов в среднем в 2 раза выше, чем розничных, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. И, как правило, это лояльные клиенты: ведь они пользуются персональным обслуживанием и оператор применяет индивидуальный подход к ценообразованию.

По мнению Ахальцевой, влияет на тарифы и усиливающаяся конкуренция на российском сотовом рынке, в частности экспансия на рынок корпоративных абонентов четвертого российского оператора – Tele2. Для абонентов групп «Безлимит» и «Универсал» его услуги дешевле, чем в среднем по России, на 22 и 42% соответственно, отмечает она.

Российская Tele2 только начала развивать сервис для корпоративных абонентов, база таких подписчиков за год расширилась вдвое и сейчас корпорации приносят Tele2 Russia около 5% выручки, говорит представитель оператора Ирина Рыбакова. ARPU корпоративных абонентов Tele2 Russia в среднем на 25–30% выше, чем розничных, рассказывает она.

Большинство опрошенных «Ведомостями» участников сотового рынка и аналитиков затруднились объяснить, почему средний счет высокодоходных абонентов заметнее всего уменьшился у «Вымпелкома». Причина может быть в том, что «Вымпелком» особенно опасается оттока абонентов после введения MNP, ведь качество его сети вызывает многочисленные нарекания, рассуждает аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов.

Методология исследования Comnews Research не совсем понятна, отвечает пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Впрочем, затраты корпоративных клиентов на голосовую связь действительно снижаются, подтверждает она; этому способствовало, в частности, снижение цен на международный и внутрисетевой роуминг. Корпоративные клиенты все больше интересуются интегрированными продуктами на базе мобильной и фиксированной связи: пользуясь ими, они получают скидки, при этом объем предоставляемых таким клиентам услуг и выручки от них растет, говорит Айбашева. МТС также снижает стоимость услуг для корпоративных клиентов за счет комплексных тарифов, включающих доступ в интернет и другие неголосовые сервисы, рассказывает ее представитель Ирина Агаркова.