Мы с-под Кельна

Под конец музыкального сезона на Винзаводе звонкими народными голосами ладно сыграли произведение Штокхаузена

Остроумная идея отдать композицию Карлхайнца Штокхаузена Stimmung (1968) Ансамблю Дмитрия Покровского принадлежала куратору музыкального направления проекта «Платформа» Александру Маноцкову, но родилась она не на пустом месте. Ансамбль Покровского – давняя и законная часть нашей авангардной культуры: фольклор в его исполнении всегда был сырым, не подвергнутым аранжировкам и тем противостоял государственному фольклору в варианте Хора Пятницкого. В послужном списке ансамбля имелось неакадемическое исполнение «Свадебки» и «Байки» Стравинского, а также вещей современных композиторов – таких как Антон Батагов или Владимир Николаев.

Композиция Штокхаузена Stimmung известна в записи Кельнского вокального ансамбля и других подобных коллективов: на протяжении часа шесть голосов варьируют один единственный аккорд, расцвечивая его всевозможными фонемами, заполняя экстравагантными ритмами, начиняя именами богов, взятых из всех религий мира, и даже декламируя эротическую лирику самого демиурга – Штокхаузена.

На композиторский слух куратора Маноцкова, в модельных западных версиях все это звучит несколько стерильно. А когда то же самое легло на голоса Ансамбля Покровского, открылось сродство ритмических формул Штокхаузена с архаическими попевками русского фольклора, не забытыми нами по сей день.

Немецкого гения спели шесть русских голосов, живых и разных, с приойкиваниями и примонькиваниями. Эффект вышел поразительно свежий: нигде не погрешив против партитуры, наши певцы вместе с тем показали нам нечто вроде семейного деревенского обряда, в котором поется «аллилуйя» и восхваляется ананас.