Проигрыш героя


Что получится, если из «Дон Жуана» Моцарта вычесть музыку? А если еще заменить ее роком и джазом? Кажется, будет катастрофа. Но спектакль гамбургского Талия-театра доказывает, что эксперимент искусству не угроза и рок-ансамбль сюжета не испортит.

Анту Ромеро Нуньес рассказывает в спектакле «Дон Жуан. Последняя вечеринка» пронзительную историю любимца женщин, оказывающегося в итоге в абсолютном одиночестве, неудачником, лузером, проигравшим. «Вольное переложение» знаменитого сюжета (так характеризует сценическое действо программка) основано на многовековом мифе европейской культуры. Чувственность и гедонизм, психология интимного и мечта о счастье – все осталось в драматической постановке, где в дуэте хозяина-ловеласа и его простодушного слуги едва ли не главная роль принадлежит последнему. Кажущийся простодушным и наивным Лепорелло (впечатляющая работа Мирко Крайбиха) выглядит обычным и недалеким рядом с пушащим свои перья Дон Жуаном (его играет Себастьян Циммлер, запомнившийся многим по роли Разумихина в зальцбургской постановке «Преступления и наказания» Андреа Брет). В итоге же Лепорелло достается бывшая подруга его хозяина, а с нею и предощущение семейной жизни. В финале сразу три пары празднуют свой союз, Дон Жуан рядом с ними смотрится аутсайдером.

Несколько моцартовских арий здесь все же присутствуют, но в целом спектакль – бенефис композитора Йоханнеса Хофмана. Его композиции звучат даже в антракте. В конце первого акта Дон Жуан зазывает из зала на сцену сто женщин – они танцуют и пьют, как в ночном клубе, а потом в роли статистов проводят здесь весь второй акт. Их счастью нет предела.

30-летний Анту Ромеро Нуньес – восходящая (точнее, уже взошедшая) звезда немецкоязычного театра. Сын португальца и чилийки, он закончил театральную школу имени Эрнста Буша и в 28 лет стал штатным режиссером знаменитого берлинского Театра им. Максима Горького. Сегодня он ставит по всей Европе, от Франкфурта до Цюриха. Критики уже называли его лучшим молодым режиссером года, он получил несколько престижных премий за спектакль «Рокко и его братья». Среди ближайших планов – инсценировка романа Исабель Альенде «Дом духов» в венском Академитеатре.