Компания недели: ОАО «РЖД»

М. Стулов/ Ведомости

Не в свой карман прошу», – подчеркивал президент РЖД Владимир Якунин, мотивируя необходимость выделить бюджетные деньги на инвестпрограмму компании. Всего РЖД хотела бы потратить до 2020 г. 5,7 трлн руб., т. е. чуть больше 800 млрд руб. в год. Для сравнения: рекорд инвестпрограммы «Газпрома» пришелся на 2011 г. – 1,3 трлн руб.

Чтобы реализовать инвестпрограмму полностью, РЖД не хватало 1,9 трлн руб., но только 800 млрд руб. она готова была привлечь в виде банковских кредитов и облигационных займов. Остальное предлагалось найти в бюджете. В конце июня аппетит РЖД был урезан до 2–2,2 трлн руб. – с учетом пожеланий Владимира Путина о том, чтобы тарифы естественных монополий не росли быстрее инфляции. Утешительным призом стало обещание Путина и Дмитрия Медведева выделить из фонда национального благосостояния (ФНБ) 260 млрд руб. на расширение БАМа и Транссиба (правда, из поручения Путина строка о финансировании БАМа исчезла).

Но и тут возникли сложности. Расширение БАМа и Транссиба по классификации РЖД – проекты неокупаемые, а деньги из ФНБ должны вернуться обратно. И тогда РЖД предложила опробованный годами вариант – внести нужную сумму в капитал через допэмиссию. С 2007 г. капитал РЖД вырос почти на 20%, следует из материалов на сайте компании: государство вносило деньги на олимпийские стройки, на строительство подходов к балтийским портам.

Пойдет ли государство навстречу РЖД снова? Чиновники говорят, что эта идея только обсуждается. Но Якунин – хороший лоббист. Ему удается тормозить реформу РЖД, начатую еще в 2001 г.: уже в 2013 г., после формирования частных операторов, должны были появиться и компании со своими локомотивами. Якунин убеждает: РЖД должна оставаться не просто владельцем инфраструктуры, но и транспортно-логистическим оператором, железнодорожным мостом между Европой и Азией. В инвестматериалах монополия причисляет реформу отрасли к факторам риска. Как результат – решения о либерализации рынка локомотивной тяги до сих пор нет. Операторы тихо ропщут, грузоотправители негодуют. «Чтобы нормально довезти груз до порта в этой стране, нужны не только свои вагоны и локомотивы, но и своя железная дорога!» – шутит топ-менеджер крупного производителя удобрений. Две недели назад на полчаса показалось, что перемены возможны: появилась информация о том, что Якунин отправлен в отставку. Но последовавшие от пресс-служб Кремля и Белого дома опровержения быстро расставили все по местам. Неудивительно, если в итоге чиновники все же найдут способ безвозмездно помочь монополии за счет национального благосостояния.

Но нельзя одну руку протягивать за бюджетной помощью, а другой подписывать соглашение о покупке французской логистической компании Gefco за привлеченные в ВТБ 800 млн евро. Нельзя упирать на неокупаемость проектов и вносить контрольный пакет оператора «Трансконтейнер» стоимостью почти $1 млрд в СП, выгоды от деятельности которого неочевидны. В один прекрасный момент такая противоречивая конструкция может развалиться, и тогда не поможет никакой лоббизм.