Блаватник займется электроэнергетикой

Впервые за несколько лет частный инвестор вкладывается в электроэнергетику. Как стало известно «Ведомостям», Леонард Блаватник купит у «Интер РАО» долю в двух ТГК «КЭС-холдинга»
Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник снова инвестируют вместе. На сей раз в электроэнергетике/ Валерий Левитин/ РИА Новости

Но с тех пор многие частники уже покинули отрасль. «Норильский никель» продал ОГК-3 «Интер РАО».

«Ренова» всегда рассматривала свои инвестиции в электроэнергетике как портфельные, а не стратегические и не скрывала своих намерений продать «КЭС-холдинг», отмечает аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден. «Но сделка с «Газпром энергохолдингом» не прошла, поэтому теперь, скорее всего, КЭС будет пытаться консолидировать актив в одну компанию на базе ТГК-9. По оценкам Бейдена, это может занять полтора-два года, а к этому моменту ситуация в отрасли улучшится, а с ней – и отношение иностранных инвесторов. «Тогда можно продать часть большой компании серьезному стратегическому инвестору», – рассуждает Бейден.

Государственная «Интер РАО» продаст 27,71% акций ТГК-6 и 41,37% ТГК-7 (Волжская ТГК) структуре Access Industries Леонарда Блаватника и компании, дружественной «Ренове» Виктора Вексельберга. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника, близких к одной из сторон сделки и «Ренове». Сделку планируется закрыть в августе, говорят источники «Ведомостей». Обе генерирующие компании, так же как ТГК-5 и ТГК-9, входят в «КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга.

Вопрос о продаже совет директоров «Интер РАО» рассмотрит 25 июля, говорит первый собеседник «Ведомостей». В интересах Блаватника акции купит Lygendor. Другой покупатель – Merol Trading, отмечает второй источник. Merol Trading – акционер всех четырех компаний «КЭС-холдинга». Ей принадлежит 11,15% в ТГК-5 и 16,38% в ТГК-9 (по состоянию на весну), 8,05% в ТГК-7 (ноябрь 2012 г.) и 8,999% в ТГК-6 (май 2102 г.). За Merol Trading стоит не «Ренова», а дружественные ей израильские инвесторы, уверяет источник в компании. Их имен он не назвал.

Пропорцию, в какой обе структуры будут приобретать бумаги, собеседники не раскрывают. Не называют они и цену сделки. Один из собеседников лишь указывает, что она близка к рыночной оценке пакетов ТГК, оплата предполагается деньгами. Вчера доли в ТГК-6 и ТГК-7 на Московской бирже стоили 23 млрд руб. По крайней мере, Блаватник располагает такими средствами. Весной от продажи доли в ТНК-BP он, как и Вексельберг, получил $7 млрд.

«Ренова» проинформирована о намерении Access Industries участвовать в покупке долей ТГК-6 и ТГК-7, подтверждает член правления ГК «Ренова» Андрей Шторх. Представители «КЭС-холдинга» и «Интер РАО», а также вице-президент Access Industries Анатолий Акименко отказались от комментариев.

ФАС не получала от Lygendor и Merol Trading ходатайств на покупку долей в ТГК-6 и ТГК-7, сообщил представитель службы.

Готовящаяся сделка – знаковая. Ведь частные инвесторы покупали активы в российской электроэнергетике еще во время распродажи активов РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом. То есть пять лет назад, напоминает начальник аналитического отдела УК «Русский стандарт» Сергей Суверов. В результате распродажи Вексельберг стал крупнейшим частным инвесторов в электроэнергетику.

«Группа ЕСН» Григория Березкина – долю в ТГК-14 партнеру по проекту – РЖД. Михаил Прохоров уже несколько лет ищет покупателя на «Квадру». Да и неудавшееся слияние активов «КЭС-холдинга» с «Газпром энергохолдингом» многие эксперты воспринимали как желание Вексельберга выйти из этого бизнеса.

«Сейчас стоимость инвестиций в электроэнергетике на минимальных отметках, поэтому Блаватник решил воспользоваться ситуацией и купить часть активов «КЭС-холдинга», – допускает Суверов. – Скорее всего, для него это портфельная инвестиция, которую он планирует продать в среднесрочной перспективе».

Впрочем, другие эксперты в изменение тренда в отрасли не верят. Экономического смысла приходить на рынок тепла (компании «КЭС-холдинга» – крупнейшие производители теплоэнергии в России) сейчас нет, уверен аналитик «ТКБ БНП Париба» Руслан Мучипов. По его словам, новые тарифные механизмы застряли на стадии обсуждения, а планируемое ограничение тарифов будет тормозить отрасль и дальше. «Более вероятно, что Вексельберг привлек к выкупу дружественные структуры, чтобы решить проблему с ФАС: в случае выкупа доли «Интер РАО» самой «Реновой» ее доля в зоне свободного перетока «Волга», возможно, могла бы превысить предельно допустимые 20%. А к Блаватнику формально у ФАС не должно быть возражений», – заключает Мучипов.

На рынке тепла мало стимулов для привлечения инвестиций, соглашается представитель «Квадры» Эльмира Бобрякова. «Большинство теплогенерирующих компаний остаются убыточными, потому что нет механизмов возврата инвестиций и эффективных правовых механизмов для возврата долгов», – сетует она.