Инвестиционный обвал России

В июне компании резко сократили инвестиции в основной капитал, зафиксировал Росстат. Бизнес предпочитает копить и не рискует вкладывать, говорят экономисты

Падение инвестиций в июне оказалось неожиданным для экономистов. Компании сократили вложения в основной капитал на 3,7% в годовом выражении, сообщил Росстат (до этого динамика колебалась у нулевой черты, см. таблицу). Консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал рост на 1,8%. За полгода инвестиции сократились на 1,4%. Годом ранее статистика была позитивной – рост на 9,2 и 12,8% соответственно.

Весной Минэкономразвития снизило прогноз роста инвестиций в этом году до 4,6% с 6,5%. В следующие два года ведомство ждет их роста на 6,6 и 7,2% соответственно. ВВП растет, по прогнозу Минэкономразвития, куда медленнее – 2,4, 3,7 и 4,1% в 2014–2016 гг.

Статистика зафиксировала в июне смешанную динамику, пишет Дмитрий Полевой из ING. Промышленное производство увеличилось на 0,3%, доходы – на 2,2%, розничные продажи – на 3,5%, перечисляет он позитивные итоги, обвал же инвестиций стал неприятным сюрпризом. Он ожидал роста на 2,5%.

Одна из причин слабого итога – спад в строительстве на 7,9% в годовом выражении, говорит Полевой. Две основные причины падения инвестиций – снижение рентабельности и инвестпрограмм госкомпаний (например, «Газпром» вдвое сократил прогноз по капитальным вложениям на 2013 г. и почти на треть в 2013–2015 гг. – «Ведомости»), сказал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. Рентабельность же в январе – апреле составила 8,7%, год назад было 11,8%, а в том же периоде 2011 г. – 16%, рассказывает он.

Во втором полугодии инвестиции могут получить финансовую поддержку. Ускорятся расходы бюджета, а Центробанк запускает новые инструменты предоставления ликвидности (будет выдавать кредиты на год по плавающим ставкам под залог нерыночных активов. – «Ведомости»), что может несколько снизить стоимость кредита, пишет Полевой, но этого недостаточно, чтобы серьезно поддержать инвестиции. За счет банковских кредитов финансируется лишь 8–10% инвестиций, а доналоговая прибыль компаний сократилась в I квартале почти на 30%, говорится в его обзоре. В апреле сальдированный финансовый результат упал еще больше – на 31,4%, продолжает Миронов.

Впрочем, деньги у компаний есть. На их депозитах и счетах в банках скопилось 17 трлн руб., что в 1,3 раза больше объема инвестиций за последние 12 месяцев, подсчитал Полевой, компаниям нужны оборотный капитал, средства на погашение долгов и подушка безопасности, вкладывать же они не рискуют – высоки экономические и политические риски.

Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) считает некорректной оценку Росстата: нужно использовать косвенные индикаторы, например спрос на инвестиционные товары, а не оперативные данные предприятий, которые недостаточно надежны. К тому же нельзя оценивать инвестиции каждый месяц, точных данных нет даже у компаний, отмечает он. По оценке ЦМАКП, во II квартале инвестиционная активность в целом не претерпела существенных изменений, а средний уровень предложения инвестиционных товаров в экономике за последние три месяца заметно превышает докризисный показатель.

Сейчас в инвестиционных расходах растет доля импортных машин и оборудования. Но рекордно высокий уровень заказов на оборудование позволяет надеяться на увеличение промышленного выпуска в будущем, пишет ЦМАКП.