Рост останавливается

Розничная торговля в Ростовской области замедляет рост – население уже не в состоянии тратить, как прежде

Оборот розничной торговли в Ростовской области в первом полугодии вырос на 4,4%, составив 318 млрд руб., однако темп роста по сравнению с прошлым годом снизился на 2,2 п. п.», – рассказал вчера директор департамента потребрынка Ростовской области Андрей Иванов.

«Наиболее характерно замедление динамики для непродовольственных товаров – в первом полугодии 2013 г. продажи выросли на 5,3% (до 170,5 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., а вот в прошлом году прирост был в два раза больше», – говорит Иванов.

«Из растущего сегмента non-food превращается в стагнирующий, – говорит гендиректор Infoline Иван Федяков. – Последние два года товары в этом сегменте покупались в кредит, сейчас денег у людей нет – по нашим оценкам, 15–20% потребителей имеют хотя бы один непогашенный кредит». По оценкам Infoline, около 20% расходов в российских семьях связаны с выплатой кредитов.

По словам Иванова, рынок продовольственных товаров в регионе за шесть месяцев 2013 г. увеличился на 3,4% (включая напитки – до 147,7 млрд руб.), хотя продажи алкогольных напитков за этот период в регионе упали на 10%, из них ликероводочных – на 30%. Абсолютных цифр Иванов не называет. По его мнению, по итогам года товарооборот в целом увеличится на 5% по сравнению с 2012 г. (до 650 млрд руб.). «Связано это в том числе и с открытием новых крупных магазинов в регионе – например, до конца года два гипермаркета в Азове и Сальске (инвестиции – 480 млн руб.) откроет «Магнит», – рассказал сотрудник департамента потребрынка. По его словам, резервы роста – в планах как минимум четырех сетей построить по одному гипермаркету в Ростове или его окрестностях: Metro Cash & Сarry, Сastorama, OBI и украинский «Эпицентр». У Metro два гипермаркета в Ростове, у Castorama – один.

«Не думаю, что показатели второго полугодия будут лучше, чем в прошлом году, из-за снижения покупательской активности», – возражает Федяков. В основном рост оборота у сетей как раз происходит за счет открытия новых супермаркетов, но объем потребления продуктов будет снижаться», – говорит Федяков.

«Мы довольны результатами работы наших [двух] магазинов в Ростове», – утверждает руководитель по внешним коммуникациям сети «О'кей» Артем Глущенко. По его словам, за первое полугодие 2013 г. в целом выручка составила 63,9 млрд руб. (рост 19,3%), а рост продаж магазинов, работающих больше одного года, – 9,6% по итогам II квартала.