Спор превратился в потасовку

Если конфликт руководителя и подчиненного привел к травмам, виновным грозят чувствительные штрафы, дисквалификация, а в некоторых случаях условные, а иногда и реальные сроки
Fotolia/ PhotoXPress

Двадцать пятого июня 2013 г. главного редактора журнала Digital Photo Бориса Мурадова пригласил в свой кабинет для беседы основатель и гендиректор ИД Gameland Дмитрий Агарунов, рассказал Мурадов. Гендиректор сообщил главному редактору, что издание скоро будет закрыто.

«Свое решение он объяснил убыточностью проекта, - рассказывает Мурадов. - Я попытался возразить, и мы вместе посмотрели финансовую документацию издания. Из нее было видно, что доходы (в основном по рекламным бюджетам) достаточно стабильны, дебиторской задолженности нет, что журнал прибылен. Да и всего парой недель ранее, объявляя о закрытии очередных нескольких проектов, Агарунов сам называл Digital Photo в числе немногих доходных журналов и намеревался продолжать его выпуск».

Эмоции вмешались в спор

По словам Мурадова, в конце беседы Агарунов вновь подтвердил свое намерение закрыть журнал и распорядился завершить работу над текущим номером - в него уже была собрана реклама. «Я отправился на свое рабочее место, а он, явно чем-то недовольный и очень возбужденный, последовал за мной, теперь уже требуя почему-то, чтобы я немедленно покинул редакцию, - говорит главный редактор Digital Photo. - В ответ на ряд нелепых обвинений в мой адрес я потребовал от него перестать говорить неправду, после чего он нанес мне сильный удар кулаком по голове - я при этом сидел за компьютером и не мог защититься». По словам Мурадова, он потерял сознание, а очнулся уже на полу. Агарунов давил ему коленом в грудную клетку и сжимал горло с криками: «Я тебя задушу! Сломаю тебе шею!» Этот эпизод сотрудники редакции успели зафиксировать в видеозаписи (приобщена к делу). У Мурадова врачи констатировали сотрясение мозга и перелом ребра: он до сих пор находится на больничном.

По словам представителя УВД ЦАО Москвы, уголовное дело по ст. 119 УК («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», наказывается обязательными работами или лишением свободы на срок до двух лет) по факту инцидента между Агаруновым и Мурадовым действительно возбуждено и расследуется, от дополнительных комментариев представитель отказалась.

Агарунову об этом известно. Однако угроз убийства и причинения серьезного вреда здоровью, по его словам, не было.

«Драки, т. е. обмена ударами, не было. Я действительно оказал физическое воздействие на Мурадова (его рост, кстати, 190 см, а вес 130 кг) - выставил его из офиса», - поясняет Агарунов. Реальной угрозы убийства, конечно, не было, утверждает он, но допускает, что сказанные в запале слова формально могли быть восприняты неправильно. Полиция поначалу даже отказывалась возбуждать уголовное дело, посчитав это обычной ссорой.

Зачинщиком ссоры Агарунов считает своего визави. Тот матерился, оскорблял Агарунова, обвинял его в воровстве и подлоге в присутствии других сотрудников офиса, рассказал Агарунов. «Поначалу я просто предложил ему успокоиться, пойти домой и продолжить наш диалог позже, когда он остынет. Но человек не мог уже остановиться, - говорит гендиректор ИД. - Я не считал возможным пререкаться с главным редактором и попросил просто удалиться». Просьбу покинуть помещение, по словам Агарунова, он повторил и во второй, и в третий раз, но Мурадов продолжал отказываться в грубой форме. Что и послужило причиной физического воздействия.

Непринятое решение

Решение о закрытии или продолжении выпуска журнала Digital Photo пока не принято, утверждает Агарунов. Возникла рабочая ситуация - снизился объем рекламных поступлений. В таких случаях гендиректор ИД, по его словам, всегда обрисовывает реальные перспективы сотрудникам. В данном случае они были таковы: закрыть проект и распустить команду или предпринять дополнительные усилия, искать пути выведения проекта на прибыль. «Ситуация в отрасли, да и в экономике страны непростая. Она не новая и так или иначе принята сторонами. Она возникла не в один день», - говорит Агарунов.

«В последнее время обострилась ситуация с невыплатами заработной платы, - утверждает Мурадов. - Сотрудникам издательского дома сообщалось, что на счетах компании денег нет и что долги по зарплате будут погашены лишь в том случае, если появится прибыль». По словам Мурадова, зарплату сотрудники журнала не получают в общей сложности уже четыре месяца. «В июне, правда, был выплачен аванс - и это сопровождалось обещанием, что теперь никаких задержек не будет, а накопленный долг выплатят когда-нибудь потом. Однако второй части зарплаты журналисты так и не дождались», - рассказал он.

Задержки по зарплате сотрудникам Агарунов признает, но утверждает, что они не были причиной конфликта. Встреча была инициирована самим Агаруновым, и обсуждались на ней рабочие вопросы. Речь о зарплатах на этой встрече, по словам Агарунова, вообще не велась.

«Сложные ситуации за более чем 20-летнюю историю в компании случаются не впервой, но до драки дело ни разу не доходило», - говорит Агарунов. Например, по его словам, в прошлом году компания хорошо поработала и доходы сотрудников в среднем выросли на 34,5%. В этом - некоторые проекты столкнулись со снижением доходов и банкротством дистрибуторов. Пути выхода из сложных ситуаций всегда обсуждаются с коллективом и окончательные решения принимаются совместно, утверждает он.

Если зачесались кулаки

Рукоприкладство со стороны российских руководителей не самая большая редкость. Два года назад Сыктывкарский городской суд приговорил 34-летнего бизнесмена к трем годам лишения свободы условно за то, что тот избил подчиненного за его опоздание на работу, сообщает Российское агентство правовой и судебной информации. Уголовное дело было возбуждено по ч. 1 ст. 111 УК (нанесение тяжких телесных повреждений). Суд также удовлетворил иск прокуратуры о взыскании с бизнесмена средств, затраченных на лечение потерпевшего, который получил закрытую травму грудной клетки и переломы ребер.

Другой пример с судебным решением: начальнику регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Нефтегорский» по Самарской области Евгению Глумову суд за избиение инспектора (дело было возбуждено в сентябре прошлого года по ч. 3 ст. 286 УК «Превышение должностных полномочий с применением насилия») назначил выплатить штраф в размере 10 000 руб. в доход государства.

В прошлом году стал известен еще один случай, правда, по нему судебного решения еще не было. Временно исполняющий обязанности начальника главного управления МЧС по Калининградской области Андрей Шемякин избил своего подчиненного, который пожаловался Владимиру Путину на то, что его лишили служебной квартиры. В июне этого года заведенное на Шемякина уголовное дело (по ч. 3 ст. 286 УК «Превышение должностных полномочий») передали в суд.

Задержал - отвечай

У сотрудников российских компаний есть вполне законные и цивилизованные способы борьбы с задержками заработной платы, подчеркивает гендиректор NS Consulting Дмитрий Кофанов. Если работодатель не выплачивает заработную плату сотруднику более 15 дней, то тот имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК). Он также может обратиться с жалобой в инспекцию труда или прокуратуру. Если зарплату не выплачивают более двух месяцев, то это может привести к возбуждению уголовного дела на руководителя организации, если будет доказана его личная заинтересованность или корыстная цель. Доказать корыстную или иную личную заинтересованность довольно сложно. Поэтому к уголовной ответственности по ст. 145.1 УК работодателя привлекают редко.

Ответственность за невыплату зарплаты возлагается на юридическое лицо вне зависимости от того, кто является на момент исполнения соответствующего акта госоргана его руководителем, отмечает Татьяна Самарина, старший юрист юридической фирмы ЮСТ.