Недоступный кандидат

Сергей Собянин минимизирует личное присутствие на выборах: он не пойдет на дебаты, а с горожанами поговорят его доверенные лица и агитаторы. Это стратегия «незаметной кампании», считает эксперт
Сергей Собянин не будет надоедать москвичам/ А. Махонин/ Ведомости

Учет мнения. 50%

москвичей считают, что власти при принятии решений игнорируют пожелания горожан, а 35% опрошенных полагают, что власти считаются с москвичами, показал июльский опрос ФОМ. Однако с февраля ситуация для городских властей улучшилась: тогда первое мнение разделяли 64% опрошенных, а второе - 24%

Мосгоризбирком во вторник провел жеребьевку бесплатного эфирного времени и помещений для проведения встреч с избирателями между зарегистрированными кандидатами в мэры столицы. Для проведения дебатов на каждом канале зарезервировано по 180 минут. Планируется по три раунда дебатов по 60 минут каждый. Дебаты будут передаваться в записи: организаторы объясняют это отсутствием технической возможности для выхода в прямой эфир (хотя на канале «Москва 24» прямые эфиры бывают). В дебатах будут принимать участие все кандидаты одновременно, живой дискуссии не планируется: очередность выступления кандидатов будет определяться жеребьевкой перед записью.

Кандидатам предоставляются помещение для встреч с избирателями - по одному в каждом из муниципальных округов, т. е. каждый кандидат сможет провести 12 встреч. Вместимость помещений, по данным Мосгоризбиркома, - 200-600 мест, в основном это дома культуры, кинотеатры и центры детского творчества. В Западном административном округе под агитацию выделен паломнический центр московского патриархата (бывший кинотеатр «Литва»).

В жеребьевке бесплатного эфира и помещений для встреч с избирателями приняли участие все кандидаты. На платный эфир претендовали только Сергей Митрохин, Николай Левичев и Иван Мельников. Представитель Собянина в МГИК Андрей Парамонов пока не знает, примет ли его кандидат участие в дебатах: этот вопрос еще обсуждается, будет зависеть от хода кампании и поведения ее участников, говорит он. Парамонов также уточнил, что Собянин может не участвовать во встречах с избирателями: в отличие от дебатов закон позволяет перепоручать это доверенным лицам кандидата. Политтехнологи советуют Сергею Собянину минимизировать общение с оппонентами, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к мэрии. Аргументов несколько. Собянин занят реальной работой, а на дискуссии у него просто нет времени. К тому же ему предлагают вести дискуссии с людьми, не имеющими опыта управления даже районом. А дебаты в первую очередь нужны его оппонентам, которые хотят таким образом привлечь внимание к себе.

Ранее люди, близкие к штабу Собянина, говорили, что в нем решили отказаться от портретов своего кандидата на билбордах: наружная агитация будет в основном построена на лозунгах и подчеркивании позитивных начинаний мэрии. Не будет и частых встреч с избирателями, подтверждает человек из окружения мэра. По его словам, Собянин и так встречается с населением каждый день: проводит выездные совещания, посещает школы, поликлиники, стройки. Будет ли он встречаться с избирателями в формате диалога, его представители уточнить не смогли.

Пока известно, что Собянин примет участие как минимум в двух крупных мероприятиях. Это концерт, который может быть дан накануне выборов, - так он поблагодарит своих сторонников за поддержку. Второе - участие в Дне города, который отмечается в первую субботу сентября. Она придется на «день тишины» - 7 сентября, накануне дня голосования.

Официально агитаторы начнут работу с 1 августа, рассказывает член штаба Собянина. На территории города будет разбито 130 передвижных агитационных пикетов. Это палатки размером 4 на 2 м, которые каждый день будут переноситься в разные места, преимущественно около выходов метро. Там избиратели смогут познакомиться с предвыборной программой кандидата, дать ему наказы. Кроме того, будут и «полевые» агитаторы - работающие в городе. Они будут вести ознакомительную работу - раздавать агитационную продукцию, рассказывать о выборах 8 сентября, программе Собянина, приглашать посетить его сайт.

Предвыборная программа Собянина разработана с учетом его личностных данных, объясняет политолог Евгений Минченко: он не харизматик, каким был бывший мэр Юрий Лужков, а технократ. В результате появилась концепция «незаметной компании»: главное - не раздражать москвичей, и тогда они проголосуют за статус-кво, а не за маргиналов.