Бензин не вывозить

Минэнерго рекомендовало нефтяникам прекратить продажу бензинов на экспорт. Представители крупных нефтяных компаний уверяют, что и так почти не экспортируют топливо

Минэнерго рекомендует нефтяным компаниям отказаться от экспорта нефтепродуктов, пока на внутреннем рынке сохраняется сложная ситуация, рассказали «Ведомостям» два участника заседания оперативного штаба при министерстве. Представитель Минэнерго лишь подтвердил, что заседание штаба прошло в пятницу, отказавшись от других комментариев.

В отличие от предыдущего заседания, которое прошло 25 июля, было больше представителей нефтяных компаний. «Нефтяники пришли по два-три человека от компании, что необычно. Видимо, они готовились объяснять, что произошло с ценами на бензин», - рассказал один из участников штаба. С начала июля оптовые цены выросли на 20%, что обеспокоило независимых владельцев АЗС. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша 26 июля в письме куратору ТЭКа, вице-премьеру Аркадию Дворковичу предложил запретить экспорт бензина и завозить не менее 150 000 т белорусского топлива в месяц.

По данным ЦДУ ТЭК, в июле производство высокооктановых бензинов сократилось на 9900 т до 2,277 млн т, их отгрузка на внутренний рынок снизилась на 131 800 т до 2,155 млн т. С 1 по 23 июля нефтяники, по предварительным данным Минэнерго, экспортировали 160 900 т бензина. Пока непонятно, будет ли устная рекомендация Минэнерго не экспортировать бензины оформлена в документ, указывают участники совещания.

Представитель «Лукойла» отметил, что компания ранее не экспортировала товарный бензин. «В июне была отправлена небольшая партия Аи-92, но только потому, что резервуарный парк был переполнен», - сказал представитель компании. Представитель «Газпром нефти» заявил, что компания не осуществляет экспорт бензинов и не снижает объем производства на собственных НПЗ. Источник в «Роснефти» рассказал, что в июле текущего года по сравнению с июлем прошлого года рост биржевых продаж составил 50% (представитель от комментариев отказался). Представители «Сургутнефтегаза», «Башнефти», «Татнефти» не ответили на вопросы «Ведомостей».

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, биржевой спрос на бензины с 25 по 31 июля превысил предложение: на Аи-92 - на 174%, составив 239 520 т, а на Аи-95 - на 222% (70 190 т). «Запретить экспорт бензина с августа проблематично, так как контракты уже заключены, а за срыв поставки предусмотрены штрафы. За счет полного запрета экспорта товарного бензина можно привлечь на внутренний рынок примерно 200 000 т в месяц дополнительно», - говорит директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Во время бензинового кризиса 2011 г. правительство ввело заградительную экспортную пошлину на бензин в виде 90% от пошлины на нефть, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. По его мнению, чтобы запретить экспорт, пошлину можно увеличить и до 200%. «Но вряд ли это понадобится: сейчас Казахстан отказывается от российских поставок нефтепродуктов, наращивая свое производство», - говорит собеседник.

Одна из причин роста цен на бензин - сокращение поставок бензина из Белоруссии, говорят присутствовавшие на мероприятии. В целом по году в России производство и потребление бензина сбалансировано. Но спрос растет быстрее предложения, так что в III квартале не избежать дефицита без дополнительных поставок белорусского бензина, подчеркивает один из собеседников «Ведомостей». Россия и Белоруссия договорились об импорте 3,3 млн т белорусских нефтепродуктов в 2013 г. Пока, по словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, было поставлено 630 000 т.