Рецепт за вознаграждение

Американские врачи, получающие вознаграждения от фармкомпаний, вдвое чаще выписывают препараты их производства
Е. Разумный для Ведомостей

Американские врачи, получающие вознаграждение от фармкомпаний, в 2 раза чаще назначают продукцию именно их производства, выяснили Джозеф Энгельберг и Кристофер Парсонс из Rady School of Management Университета Калифорнии в Сан-Диего и Натан Теффт из School of Public Health при Вашингтонском университете.

Авторы исследования, пишет Financial Times, основывались на данных, которые по постановлению американских регуляторов обнародовали 12 фармкомпаний. Исследователи проанализировали публично раскрытую информацию, собранную на сайте ProPublica, о выплатах врачам в 2009-2011 гг. и сравнили ее со списком рецептов, выписанных этими же врачами (они использовали информацию Medicare, поддерживаемой правительством США программы медстрахования). И обнаружили: типичный врач назначает препарат, произведенный одной из топ-10 фармкомпаний, с вероятностью 13% (выборка 334 000 докторов). Но среди 193 000 врачей, получивших определенное вознаграждение или поощрение от фармкомпаний, вероятность выросла почти до 30%.

Фармкомпании ежегодно тратят миллиарды долларов на маркетинг, в том числе предлагая врачам пообедать во время презентации своей новой продукции, платя им деньги за консультации о заболеваниях или финансируя исследования. Некоторые медицинские специалисты получают сотни тысяч долларов в год, но в среднем согласно выборке выплаты одному врачу составляют $1700 в год.

Эти данные «вновь разожгут дебаты по поводу ограничения агрессивного фармацевтического маркетинга, который становится причиной неоправданно дорогой медицинской помощи и может причинить вред пациентам», отмечает FT.

В России с 1 января 2012 г. врачам запрещено принимать сотрудников фармкомпаний в рабочее время и участвовать в мероприятиях, организованных одним производителем лекарств (кроме клинических исследований). Но число визитов медпредставителей к врачам снижается крайне незначительно, говорил ранее директор по стратегии Synovate Comcon Герман Иноземцев. Исследование, проведенное компанией в ноябре 2011 г., показало: представители топ-10 фармкомпаний в предыдущие полгода нанесли 203 000 визитов к терапевтам, год спустя эта цифра снизилась до 200 000.