Alibaba и сорок банкиров

Китайская Alibaba, специализирующаяся на электронной коммерции, решилась соперничать в кредитовании с неповоротливыми местными банками
Nelson Ching/ Bloomberg

Группа Alibaba, имеющая 500 млн зарегистрированных пользователей, начала свой банковский бизнес с выдачи микрокредитов. «Китайский финансовый сектор, особенно банковский, обслуживает лишь 20% клиентов, оставшиеся 80% компаний никак не обслуживаются, - отмечает основатель и председатель совета директоров Alibaba Джек Ма. - Финансовому сектору необходимы изменения, ему нужны новые игроки, которые реформируют его».

Ресурсы на этот проект Alibaba черпает за счет депозитов. Борьбу за них начала с учреждения сервиса по управлению средствами Yu'e Bao (букв. «дополнительное богатство»), позволяющего ее пользователям напрямую инвестировать в продукты денежного рынка. Годовой доход по ним составляет примерно 4,5% по сравнению с 0,35% по банковским депозитам, причем забрать деньги можно в любой момент. За первый месяц Yu'e Bao привлекла 2,5 млн клиентов и 5,7 млрд юаней ($931 млн).

Следующий проект Alibaba - расширение возможностей системы онлайн-платежей Alipay (китайский аналог PayPal) и превращение ее в канал для инвестирования. Пользователи Alipay смогут инвестировать в фонды 37 компаний.

Кредитный портфель Alibaba стремительно растет, но до крупных игроков ей еще далеко. AliFinance за три года существования выдала кредиты на сумму 100 млрд юаней ($16 млрд), это 0,1% совокупного розничного портфеля китайских банков. Но благодаря небольшому размеру AliFinance не связана жесткими нормативами. По данным журнала China Entrepreneur, если бы к AliFinance применялись те же нормативы, что и к крупным компаниям, то, учитывая размер ее капитала, ее кредитный портфель не мог бы превышать 2,4 млрд юаней.

Даже без кредитования Alibaba уже стала заметным игроком в китайском финансовом секторе. Используя клиентскую базу подразделения электронной коммерции и данные о сделках, Alibaba одной из первой в Китае начала применять анализ, основанный на больших данных, для принятия решений о выдаче кредитов.

Alibaba продавала эти данные China Construction Bank, но в 2011 г. попыталась поднять цену, и банк учредил собственный подобный сервис. «Если они научатся пользоваться этими данными, то более адресно смогут учитывать запросы клиентов, - говорит аналитик Barclays Май Ян. - Банки нерасторопны, для них это будет вызовом».

Но для Alibaba, как и для любого банка, работающего только онлайн, есть пределы развития. Чтобы привлечь более крупных клиентов, необходимо оказывать кастодиальные услуги, валютные сделки и заниматься личным консультированием, говорят аналитики.